Педагогический проект «Использование LEGO-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Всё о проекте

Наш проект «Использование LEGO-конструирования для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» длился 2 года 2018-2020.
развернуть

Участники проекта учителя-дефектологи:

    Серко Марина Михайловна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории;

    Горбунова Елена Васильевна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории;

    Верниковская Анастасия Владимировна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории;

    Лепешко Юлия Александровна, педагог-психолог;

    дети с ОНР старшего дошкольного возраста и дети с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста.

В работе с детьми мы использовали конструкторы LEGO Education «Моя первая история» и «Построй свою историю».

Первоначально была создана развивающая комната, оснащенная удобной мебелью, средствами ТСО, приобретены конструкторы LEGO Education, платформы, контейнеры для деталей конструктора. Организована безопасная среда по использованию LEGO-конструктора (стенд «Моя безопасность», игры по изучению пиктограмм правил безопасности).

Для воспитанников групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с ОНР, посещающих ПКПП учреждения дошкольного образования в течение проектного периода учителями-дефектологами проводились занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием конструктора LEGO Education.

На первых занятиях воспитанники знакомились с конструктором LEGO и его деталями, изучали правила безопасности использования конструктора, у детей формировался навык моделирования    простейших плоскостных и объёмных построек, воспитывалось бережное отношение к конструктору.

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием LEGO-конструктора, воспитанники обогащали словарный запас по лексическим темам, формировали навыки словообразования, правильного согласования и употребления слов.

Отличительной особенностью использования конструкторов LEGO Education от традиционных конструкторов LEGO является их использование в образовательном процессе учреждений образования.

Все детали LEGO Education идеально подходят друг к другу. Вы точно не столкнетесь с тем, что не сможете соединить несколько частей друг с другом. 

Части набора сделаны только из высококачественного пластика. Это очень важно, ведь любая игрушка должна быть абсолютно безопасна для ребенка.

 Каждый комплект имеет соответствующие сертификаты и документы. Данный аспект важен для всех образовательных учреждений.

Наборы позволяют в легкой игровой форме обучать детей.

Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

 Во время игры с LEGO - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO -конструкторов, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в работе учителя -дефектолога. 

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Дети, имеющие нарушения в речевом развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога.

Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.

Основными компонентами работы с применением «LEGO» - является конструирование моделей с последующим их описанием, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи, конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием.

Работа по развитию речи с применением «LEGO» - сделала коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.

Цель и задачи проекта:

Цель: создание условий для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством конструктора LEGO Education.  

Задачи:

1.    Изучить образовательные ресурсы конструктора LEGO Education   с целью формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

2.    Интегрировать LEGO – конструирование в образовательный процесс с учётом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей воспитанников.

3.    Разработать методический и дидактический инструментарий использования LEGO – конструирования в коррекционно-развивающей работе.

4.    Обобщить и распространить опыт использования LEGO – конструкторов по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 

5.    Представить результаты реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования и в средствах массовой информации.

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта.

1.    Критерий: уровень речевого развития и сформированности конструктивных навыков, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам LEGO-конструктора.

2.    Критерий: уровень компетентности педагогов в области использования   LEGO-конструирования в образовательном процессе.

3.    Критерий: уровень удовлетворенности участников образовательного процесса.

Первый критерий: уровень речевого развития (лексико-грамматических средств языка) и сформированности конструктивных навыков, развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам LEGO-конструктора.

Диагностика уровня речевого развития (лексико-грамматических средств языка) и конструктивных навыков проводилась учителями-дефектологами, диагностика уровня развития мелкой моторики проводился педагогом психологом. Диагностика проходила в начале и конце каждого учебного года для воспитанников специальных групп для детей с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста и для детей старшего возраста, посещающих ПКПП.

Диагностические показатели лексико-грамматических средств языка:

грамматический строй речи (словоизменения):

образование существительных именительного падежа множественного числа

образование существительных родительного падежа множественного числа

употребление предложно-падежных конструкций

употребление числительных с существительными

образование относительных прилагательных

образование притяжательных прилагательных

образование приставочных глаголов

согласование прилагательных с существительными единственного числа

лексика (словарный запас):

номинативный

атрибутивный

предикативный

словообразование:

образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов

дифференциация глаголов с различными приставками

 

 

Диагностические показатели сформированности конструктивных навыков:

навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

умение конструировать по образцу

умение конструировать по условию

умение конструировать по замыслу

 

Диагностические показатели развития мелкой моторики:

1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев.

2 блок. Упражнение на дорисовывание.

3 блок. Работа с бумагой.

4 блок. Упражнения на координацию движений.

 

По результатам мониторинга уровня речевого развития (лексико-грамматических средств языка), конструктивных навыков и мелкой моторики в 2018/2019 учебном году можно сделать следующие выводы, в мониторинге участвовали 33 воспитанника среднего и старшего дошкольного возраста. С низким уровнем развития на начало года было 22 воспитанника, с средним – 11, с высоким уровнем детей не было. В конце учебного года, с низким уровнем развития было 4 воспитанника, с средним – 18, с высоким уровнем – 11 детей.

Результаты мониторинга первого года показали, что 28 детей (85%) улучшили свои показатели по уровню сформированности лексико-грамматических средств языка, конструктивных навыков и мелкой моторики.

Мониторинг уровня речевого развития (лексико-грамматических средств языка), конструктивных навыков и мелкой моторики в 2019/2020 учебном году. Анализируя данные можно сделать следующие выводы, в 2019/2020 учебном году на начало года в диагностике участвовали 34 ребенка, в конце года -31 воспитанник. С низким уровнем развития на начало года было 13 воспитанников, с средним – 21, с высоким уровнем детей не было. В конце учебного года, с низким уровнем развития детей не было, с средним – 12, с высоким уровнем – 19 детей. Результаты мониторинга второго года показали, что 31 ребёнок (91%) улучшили свои показатели по уровню сформированности лексико-грамматических средств языка, конструктивных навыков и мелкой моторики.

Второй критерий: уровень компетентности педагогов в области использования   LEGO-конструирования в образовательном процессе.

За время проектной деятельности учителя –дефектологи разработали и оформили:

  • календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП и для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
  • конспекты занятий по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием игр на основе LEGO-конструктора у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП и для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
  • игры на основе LEGO-конструктора по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП и для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;

На второй год работы разработали и стали применять на занятиях артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику с использованием LEGO-конструктора;

Для педагогов разработаны:

  • рекомендации по организации и проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
  • методические рекомендации для учителя-дефектолога по использованию LEGO-конструктора на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Третий критерий: уровень удовлетворенности участников образовательного процесса.

Педагоги, участвовавшие в проекте в целом удовлетворены результатами своей работы. В УДО оформлен центр LEGO-конструирования, организована безопасная среда по использованию LEGO-конструктора. Разработаны методические материалы для проведения занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием LEGO-конструктора.

У воспитанников специальных групп для детей с ТНР, детей старшего дошкольного возраста, посещающих ПКПП сформированы навыки речевого развития, конструирования, мелкой моторики.

Воспитатели отметили, что конструктивные навыки в самостоятельной игровой деятельности у детей, которые посещают занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с помощью LEGO конструктора, отличаются сложностью игрового сюжета, дети при конструировании используют дополнительный игровой материал (фигуры людей, животных, предметы, обозначающие орудия труда и т.п.), применяют свои конструкторские навыки на занятиях по конструированию.

Педагоги – участники проекта, отметили, что работа в проекте позволила раскрыть возможности LEGO конструктора, его применение в коррекционной работе учителя-дефектолога. Во время игр с LEGO-конструктором у дошкольников формируется грамматическая составляющая речи (навыки согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных с предлогами и без, словообразование глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов), развиваются и совершенствуются высшие психические функции (память, внимание, мышление), мелкая моторика и координации движений руки.

Работа по лексическим темам с помощью LEGO-конструктора даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у детей происходит через увиденное и осознанное. Эмоциональная составляющая игры способствует у детей активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Работая с конструктором, дошкольники хорошо отрабатывают грамматические конструкции: такие как, согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев? В твоём зоопарке много кого?).

Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. 

В будущем наши педагоги планируют использовать на занятиях с детьми артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику, и игры с использованием LEGO-конструктора, для проведения занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так как LEGO –конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.

С целью ознакомление родителей с возможностями конструктора LEGO Education в речевом развитии дошкольников, на подготовительном этапе было проведено анкетирование «Ваш ребёнок играет с LEGO-конструктором» разработан буклет «В LEGO играем - речь развиваем»

Результаты анкетирования, проведенного в начале учебного года, показали, что родители понимают, что среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. И для того, чтобы ребенок развивался соответствующим образом, взрослому необходимо создавать условия: наличие самого LEGO конструктора, помощь в сборе модели по схеме (первоначально), поощрение самостоятельной деятельности ребенка с LEGO, вступать в диалог с ребенком по поводу построек. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи, такие как, развитие двигательных навыков и мелкой моторики. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

С целью обучения родителей способам конструирования, знакомства с различными вариантами игр по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников, учителем-дефектологом высшей квалификационной категории, был проведен мастер-класс «В LEGO играем – речь детей развиваем»

Результаты второго анкетирования родителей, показали, что с конструктором LEGO любят играть не только дети, но и взрослые. Родители понимают, что с помощью конструктора ребенок учится создавать что-то новое, оригинальное, мыслить нестандартно, становится более самостоятельным и ответственным, ведь если у него что-то не получается, конструктор приходится разбирать и снова собирать самому, исправляя свои ошибки.  

В процессе семейной игры в LEGO формируются тёплые, доброжелательные отношения, что немаловажно для формирования и развития детской психики.

Для повышение родительской компетенции родителей по формированию практических навыков игры с LEGO – конструктором в домашних условиях совместно с ребёнком, привития традиций Lego-конструирования в семье, учителем –дефектологом был проведен цикл встреч «LEGO-meeting»1-3

Проектная продукция:

свернуть

Методические рекомендации для учителя-дефектолога по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством конструктора LEGO Education.

Методические рекомендации для учителя-дефектолога по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

посредством конструктора LEGO Education.

  1. Учитель-дефектолог знакомится   с конструктором LEGO Education   с целью изучению возможностей конструктора, для использования   на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи;
  2. Педагог знакомит детей с деталями LEGO -конструктора - для удовлетворения желания ребенка потрогать, пощупать, понюхать, соединить, разъединить, составить, приложить, постучать, проверить на прочность, научиться называть … и просто поиграть. Игровое занятие «Путешествие по LEGO - стране». На первых занятиях детям необходимо оказывать стимулирующую помощь в моделировании построек, так как навык конструирования у детей разный.
  3. Учитель-дефектолог создаёт безопасные условия для детей на занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием LEGO -конструктора.

    Из-за наличия большого количества деталей конструктора, в том числе и мелких, необходимо разработать и применять правила безопасного поведения на занятиях. Изучение и закрепление правил безопасности позволяют не только безопасно для ребёнка использовать конструктор, но и максимально продуктивно реализовать поставленные задачи на занятии. Почему? Потому что помимо безопасности, разработанные правила вносят элементы организованности, порядка, дисциплины.

стенд «Моя безопасность» (с использованием пиктограмм), который может стать универсальным и использоваться всеми педагогами учреждения. На стенде - основные разрешающие (голубой контур) и запрещающие (красный контур) правил безопасности;

игры и игровые упражнения, для изучения и закрепления правил безопасного поведения в работе с конструктором;

  1. Для достижения результативности в речевом развитии ребёнка на занятии, учитель-дефектолог планирует не более двух лексико-грамматических задач. Структура занятия должна соответствовать поставленным задачам.

Организационный момент: игра–приветствие, сюрпризный момент, кинетические упражнения и т.д. – 4-5 минут.

Основная часть: игровые упражнения для закрепления правил безопасного поведения; игровые упражнения и игры по формированию лексико-грамматического строя речи; игры с LEGO -конструктором –15- 20 минут.

Рефлексия: 4-5 минут

  1. Учитель-дефектолог разрабатывает занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом индивидуальных способностей, возможностей детей, уровня речевого развития и конструктивных умений.
  2. На занятиях педагог создает проблемную ситуацию: мы не сможем решить какую-либо грамматическую задачу, не смоделировав постройку, т.е. идём от грамматических заданий к конструированию тех или иных построек из деталей конструктора.
  3. Учитель-дефектолог для достижения поставленных задач по лексической теме, учитывая желание детей «уйти» в конструирование, оказывает стимулирующую помощь, направляет ребёнка на выполнении грамматических заданий. Необходимо отмечать успехи ребёнка, его достижения, похвала должна быть на каждом занятии. Не всегда поставленные задачи удаётся выполнить, потому что у ребёнка может быть плохое самочувствие или настроение, тогда важно продумать какое задание важно выполнить сегодня, а что можно перенести на следующие занятие.
  4. Чтобы подготовить детей к практической деятельности с LEGO -конструктором и выполнению грамматических заданий педагог использует сюжетные картинки, предметные картинки, схемы предложений, условные обозначения предлогов, макеты, муляжи предметов, средства ТСО и т.д.
  5. Для наибольшей эффективности игр и игровых упражнений, разработанных на основе LEGO -конструктора, соблюдает следующие условия:
  • систематичность проведения;
  • распределение их в порядке нарастающей сложности;
  • подчинённость заданий выбранной грамматической цели;
  • чередование и вариативность игр и упражнений.

 

 

 

свернуть

Конспекты занятий по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием игр на основе LEGO-конструктора у детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора LEGO Education.

Для воспитанников групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с ОНР, посещающих ПКПП учреждения дошкольного образования в течение проектного периода учителями-дефектологами проводились занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием конструктора LEGO Education.
развернуть

Занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием игр на основе LEGO-конструктора у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП.

Тема: ««Игрушки»

Задачи:

- расширять и обогащать словарь по лексической теме, активизировать глагольный словарь;

- формировать навык составления предложений с однородными сказуемыми, с использованием опорной наглядности смоделированной из деталей конструктора;

- закрепить знания детей о правилах безопасного использования конструктора;

- развивать воображение, конструктивные умения и мелкую моторику;

-  воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

LEGO- конструктор «Моя первая история»;

стенд «Моя безопасность»;

карточки с условным изображением правил безопасного использования конструктора;

детали конструктора, LEGO- кирпичики 2×2 (6-9 шт.);

LEGO-платформы;

контейнеры;

сюжетная картинка «Дети играют в детском саду».

Ход занятия

Организационный момент. Игра-приветствие « Улыбка»

Для начала встанем вкруг.

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Вы готовы поиграть?

 Можно встречу начинать!

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь».

По речевой инструкции и показу взрослого,  дети  на плоскости стола выполняют три положения руки, последовательно сменяя друг друга. Выполняется правой рукой, затем  левой,  далее обеими руками.

 Основная часть

 Игровое упражнение «Волшебный сундучок».

 Каждый ребёнок  достаёт из сундучка картинку одного из правил безопасности, находит полученное изображение на стенде и озвучивает значение правила.

Игровое упражнение «Подберите словечко».

Предлагается участникам игры рассмотреть сюжетную картинку «Игрушки детского сада» и назвать, с какими игрушками играют дети, какие действия они выполняют с той или иной игрушкой.

 Дима машинку ремонтирует, загружает грузом.

 Петя паровозик заводит, катает.

 Маша Юлу крутит, вертит, вращает.

 Наташа пирамидку собирает, разбирает.

Физкультминутка  «LEGO  - умная игра»

LEGO  -  умная игра

Увлекательна, хитра

Интересно с ней играть

Строить, составлять, искать.

Приглашаем всех друзей

В LEGO  поиграть скорей

 Игра «Строить и играть, слова-действия называть».

Каждому игроку выдаётся платформа с набором деталей конструктора, для моделирования игрушки по сюжету картинки. Используя постройки, дети строят предложения, проговаривая какие действия они  могут выполнить с игрушкой. При затруднениях в ответах и моделирования постройки, педагог оказывает помощь ребёнку.

Рефлексия.

- С чем мы сегодня играли?

- Что было легче всего делать? А что труднее?

- Что больше всего вам понравилось?

Ребята, наша игра завершилась. Сейчас необходимо аккуратно

разобрать свои постройки и сложить детали конструктора в свой домик.

Занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Тема: Фрукты. Сад.

Задачи:

— формировать обобщающее понятие «фрукты»;

— формировать умение подбирать признак предмета к существительному;

— формировать умение согласовывать существительные с числительными;

— продолжать знакомить с правилами безопасности в работе с конструктором LEGO.

— развивать   мелкую моторику рук и навыки конструирования;

— Воспитывать умение контролировать собственную речь.

Оборудование: платформы, конструктор LEGO, игрушка – Мишка, корзинка с фруктами.

Ход занятия:

Сюрпризный момент.

 Раздаётся в стук в дверь.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Мишка. Давайте посмотрим, что же он нам принёс (дети рассматривают корзинку с фруктами)

Мишка предлагает нам отгадать загадки.

Основная часть.

Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно, совместно с детьми подбирая для него прилагательные).

  1. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки  (апельсин)

(Тоже прикрепляем на доску картинку, подкрепляя прилагательными)

  1. Что за фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож,

Бок зеленый солнцем греет,

Он желтеет и краснеет? (груша)

  1. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко  (слива)

- Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

- Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, грушу, сливу? Что это? (фрукты).

- Ребята, где растут фрукты? На деревьях.

- Где растут фруктовые деревья? В саду.

- Ребята, прежде, чем нам начать работать предлагаю не много разямтся.

Физкультминутка «Яблоня»

В саду фруктовом яблоня

(машут руками над головой)

Посажена была.

 («сажают» яблоню)

Она цветами белыми

(руки подняты вверх, ладони изображают бутон)

Весною расцвела.

 («цветок» распускается)

Следил наш старый дедушка,

(изображают дедушку)

Известный садовод,

Чтоб наливала яблоня

(машут руками над головой)

Румяный сладкий плод.

(пощипывают щеки)

Игра «Разрезные картинки»

- ребята, давайте воспомним какие правила безопасности мы должны соблюдать играя с LEGO- конструктором. (Дети складывают разрезные картинки и называют правила безопасности с LEGO –конструктором).

Игра «Чудо - дерево»

- Предлагаю вам сейчас для нашего Мишки посадить фруктовое дерево, но оно будет не обычное, а волшебное.  (ребёнку предлагается построить фруктовое дерево и рассказать какие фрукты там растут, затем взрослый просит у ребёнка, чтобы он снял с дерево свой урожай, проговариваяя свои действия).

Например: Я собрал 3 яблока, 1 банан, 2 груши.

Итог занятия.

- Кто к нам приходил в гости?  Мишка.

Дети, расскажите, о чём мы сегодня с вами разговаривали? О фруктах.

Что мы вырастили для Мишки?его порадовали?

- Ребята, наша игра завершилась, поэтому нам необходимо аккуратно разобрать постройки и сложить детали конструктора в свой домик.

Занятие по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Игрушки»

Задачи:

активизировать и расширять словарь по теме «игрушки»;

формировать обобщающее понятие «игрушки», умение образовывать множественное число существительных;

развивать пространственные представления: вверху, внизу, по середине;

воспитывать умение следовать правилам безопасного поведения;

Оборудование:

детали LEGO конструктора «Моя первая история»;

стенд «Моя безопасность»;

тканевый мешочек;

контейнер для LEGO кирпичиков;

LEGO –фигурки Том и Фред;

платформы;

картинки с изображением игрушек (кубик, мячик, машинка,  мишка);

Ход занятия

Организационный момент

Учитель-дефектолог  приветствует детей, предлагает присесть на стульчики и послушать LEGO Story.

Недалеко от Тома в LEGO-городе жил Фред (LEGO человечек). У него были большие глаза, потому что он любил читать. А ещё он обожал рисовать и писать и  всегда с собой носил словарик. В этом словарике он записывал очень много красивых и нужных слов.

Больше всего на свете Фреду нравилась записывать в словарик красивые слова. Правда, это у него не очень хорошо получалось, ведь он только начинал узнавать новые слова.

Основная часть

Игра «Отгадай-ка»

Фред  принёс с собой большой мешок, а что в мешке — не знает. Давайте поможем Фреду отгадать, что спрятано у него в  мешке  и он запишет эти слова в словарик (по мере отгадывания загадок появляются угаданные игрушки)

Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Всё с начала начинаю (кубики)

 

Его пинают,он не плачет,

Его бросают — назад не скачет (мяч)

 

Он – любимая игрушка,

Спит со мною на подушке.

Мы гуляем с ним вдвоём, –

Дружно, весело живём!

Я ему читаю книжки –

Это плюшевый мой ... (мишка).

  • Ребята какие новые слова может записать Фред? (кубики, мяч, мишка)
  • Как назвать одним словом всё, что принёс с собой Фред? (Игрушки)
  • Фред принёс много игрушек. А где эти игрушки он будем хранить? (ответы детей)
  • А может в шкафу на полках? (да)
  • А у него нет шкафа! Что же делать?
  • Ребята давайте позовём Тома он же мастер на все руки. И спросим его, как мы можем помочь Фреду.
  • Том предлагает из LEGO кирпичиков построить шкаф для игрушек (демонстрация карточки с изображением шкафа)
  • Для этого мы с вами отправимся к Тому в LEGO- мастерскую

Упражнение «Моя безопасность».

Том очень ответственно относится к своей работе. Деталей очень много, и Том с нами повторит   правила безопасности в LEGO-мастерской.

- У Тома в мастерской висит стенд? (ответ детей «Моя безопасность»)

- Давайте подойдем и рассмотрим его, и немного поиграем.

-Том называет правило……

- А мы с вами должны  найти  и показать соответствующую картинку на стенде.

- Том очень рад, что вы помните все правила

Физкультминутка «Шкаф».

Мы кирпичики поставим

(дети выстраивают три кирпичика в ряд)

Раз, два, три их посчитаем.

(пальчиком наводят на каждый кирпичик)

Желтый, красный, голубой,

С них построим шкаф  большой!

(руками имитируют большой квадрат)

Игра «Что где находится?»

- Том просит нас взять контейнер с LEGO кирпичиками,   образец шкафа, и платформу. Сесть за стол и сконструировать шкаф для Фреда.

- Ребята вы молодцы.

- Фред очень рад. Он расставил игрушки по полкам.

- А что он положил  на верхнюю полку? (мишку)

- Мишка лежит вверху.

- А что он положил  на нижнюю полку? (мячик)

- Мячик лежит снизу.

- Ребята что находится по середине, между  верхней и нижней полкой? (кубик)

- Кубик лежит, по середине.

- Какие новые слова, может записать Фред в словарик? (вверху, внизу, по середине).

Игра «Один — много»

Фред  очень расстроился. Из-за того что у него мало игрушек. И он пошёл в магазин.

Когда был  в магазине игрушек, он увидел там:

  • не одну машинку, а много — … машинок
  • не один мяч, а много — … мячей
  • не одного мишку, а много — … мишек
  • не один кубик, а много — … кубиков и т. д.

- Какую  игрушку выбрал  Фред? Какой игрушки у него нет? (машинки)

Игра «Что где находится?»

- Давайте поможем Фреду положить машинку на полку!  (дети раскладывают на своих полках машинки)

Учитель-дефектолог спрашивает и показывает на постройки   детей.

- Куда Дима положил машинку?  (На верхнюю полку)

- Где находится машинка? (вверху)

- Куда Саша положил машинку?  (На нижнюю полку)

- Где находится машинка? (внизу)

- Куда Рома положил машинку?  ( Между  верхней и нижней полкой, по середине)

- Где находится машинка? (по середине)

- Фред очень благодарен вам за помощь. Он узнал много новых слов.

Рефлексия.

-  Как зовут друга Тома? (Фреду)

- Что мы с вами сделали, чтобы помочь Фреду положить свои игрушки по местам?

- А какие новые слова записал Фред в свой словарик? (кубики- много кубиков, мишка- много мишек, мячик- много мячей, машинка-много машинок, вверху, внизу, по середине)

- Ребята наша LEGO Story закончилась, Том просит вас аккуратно разобрать постройки и сложить кирпичики в свою коробочку.

-Ребята перед вами платформа. Если вам понравилось LEGO Story прикрепите на платформу желтый кирпичик, если нет синий. (Сделав свой  выбор, дети крепят кирпичики к платформе)

 

 

 

 

 

свернуть