Участники проекта учителя-дефектологи:
Серко Марина Михайловна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории;
Горбунова Елена Васильевна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории;
Верниковская Анастасия Владимировна, учитель-дефектолог второй квалификационной категории;
Лепешко Юлия Александровна, педагог-психолог;
дети с ОНР старшего дошкольного возраста и дети с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста.
В работе с детьми мы использовали конструкторы LEGO Education «Моя первая история» и «Построй свою историю».
Первоначально была создана развивающая комната, оснащенная удобной мебелью, средствами ТСО, приобретены конструкторы LEGO Education, платформы, контейнеры для деталей конструктора. Организована безопасная среда по использованию LEGO-конструктора (стенд «Моя безопасность», игры по изучению пиктограмм правил безопасности).
Для воспитанников групп для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с ОНР, посещающих ПКПП учреждения дошкольного образования в течение проектного периода учителями-дефектологами проводились занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием конструктора LEGO Education.
На первых занятиях воспитанники знакомились с конструктором LEGO и его деталями, изучали правила безопасности использования конструктора, у детей формировался навык моделирования простейших плоскостных и объёмных построек, воспитывалось бережное отношение к конструктору.
На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием LEGO-конструктора, воспитанники обогащали словарный запас по лексическим темам, формировали навыки словообразования, правильного согласования и употребления слов.
Отличительной особенностью использования конструкторов LEGO Education от традиционных конструкторов LEGO является их использование в образовательном процессе учреждений образования.
Все детали LEGO Education идеально подходят друг к другу. Вы точно не столкнетесь с тем, что не сможете соединить несколько частей друг с другом.
Части набора сделаны только из высококачественного пластика. Это очень важно, ведь любая игрушка должна быть абсолютно безопасна для ребенка.
Каждый комплект имеет соответствующие сертификаты и документы. Данный аспект важен для всех образовательных учреждений.
Наборы позволяют в легкой игровой форме обучать детей.
Конструкторы LEGO – это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.
Во время игры с LEGO - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение LEGO -конструкторов, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в работе учителя -дефектолога.
Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Дети, имеющие нарушения в речевом развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога.
Для развития диалогической речи, правильного построения связного высказывания необходимо постоянно создавать естественную для ребенка ситуацию, в которой у него будет возможность говорить, делая что-то. Говорить о чем-то абстрактном ребенку трудно, гораздо проще рассказать о том, в чем он участвует, о том, что создает своими руками.
Основными компонентами работы с применением «LEGO» - является конструирование моделей с последующим их описанием, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи, конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием.
Работа по развитию речи с применением «LEGO» - сделала коррекционный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала.
Цель и задачи проекта:
Цель: создание условий для формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством конструктора LEGO Education.
Задачи:
1. Изучить образовательные ресурсы конструктора LEGO Education с целью формирования лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
2. Интегрировать LEGO – конструирование в образовательный процесс с учётом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей воспитанников.
3. Разработать методический и дидактический инструментарий использования LEGO – конструирования в коррекционно-развивающей работе.
4. Обобщить и распространить опыт использования LEGO – конструкторов по формированию лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
5. Представить результаты реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования и в средствах массовой информации.
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта.
1. Критерий: уровень речевого развития и сформированности конструктивных навыков, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам LEGO-конструктора.
2. Критерий: уровень компетентности педагогов в области использования LEGO-конструирования в образовательном процессе.
3. Критерий: уровень удовлетворенности участников образовательного процесса.
Первый критерий: уровень речевого развития (лексико-грамматических средств языка) и сформированности конструктивных навыков, развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам LEGO-конструктора.
Диагностика уровня речевого развития (лексико-грамматических средств языка) и конструктивных навыков проводилась учителями-дефектологами, диагностика уровня развития мелкой моторики проводился педагогом психологом. Диагностика проходила в начале и конце каждого учебного года для воспитанников специальных групп для детей с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста и для детей старшего возраста, посещающих ПКПП.
Диагностические показатели лексико-грамматических средств языка:
грамматический строй речи (словоизменения): образование существительных именительного падежа множественного числа |
образование существительных родительного падежа множественного числа |
употребление предложно-падежных конструкций |
употребление числительных с существительными |
образование относительных прилагательных |
образование притяжательных прилагательных |
образование приставочных глаголов |
согласование прилагательных с существительными единственного числа |
лексика (словарный запас): номинативный |
атрибутивный |
предикативный |
словообразование: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов |
дифференциация глаголов с различными приставками |
Диагностические показатели сформированности конструктивных навыков:
навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) |
умение конструировать по образцу |
умение конструировать по условию |
умение конструировать по замыслу |
Диагностические показатели развития мелкой моторики:
1 блок. Упражнения на повторение фигур из пальцев. |
2 блок. Упражнение на дорисовывание. |
3 блок. Работа с бумагой. |
4 блок. Упражнения на координацию движений. |
По результатам мониторинга уровня речевого развития (лексико-грамматических средств языка), конструктивных навыков и мелкой моторики в 2018/2019 учебном году можно сделать следующие выводы, в мониторинге участвовали 33 воспитанника среднего и старшего дошкольного возраста. С низким уровнем развития на начало года было 22 воспитанника, с средним – 11, с высоким уровнем детей не было. В конце учебного года, с низким уровнем развития было 4 воспитанника, с средним – 18, с высоким уровнем – 11 детей.
Результаты мониторинга первого года показали, что 28 детей (85%) улучшили свои показатели по уровню сформированности лексико-грамматических средств языка, конструктивных навыков и мелкой моторики.
Мониторинг уровня речевого развития (лексико-грамматических средств языка), конструктивных навыков и мелкой моторики в 2019/2020 учебном году. Анализируя данные можно сделать следующие выводы, в 2019/2020 учебном году на начало года в диагностике участвовали 34 ребенка, в конце года -31 воспитанник. С низким уровнем развития на начало года было 13 воспитанников, с средним – 21, с высоким уровнем детей не было. В конце учебного года, с низким уровнем развития детей не было, с средним – 12, с высоким уровнем – 19 детей. Результаты мониторинга второго года показали, что 31 ребёнок (91%) улучшили свои показатели по уровню сформированности лексико-грамматических средств языка, конструктивных навыков и мелкой моторики.
Второй критерий: уровень компетентности педагогов в области использования LEGO-конструирования в образовательном процессе.
За время проектной деятельности учителя –дефектологи разработали и оформили:
- календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП и для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- конспекты занятий по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием игр на основе LEGO-конструктора у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП и для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- игры на основе LEGO-конструктора по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП и для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
На второй год работы разработали и стали применять на занятиях артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику с использованием LEGO-конструктора;
Для педагогов разработаны:
- рекомендации по организации и проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- методические рекомендации для учителя-дефектолога по использованию LEGO-конструктора на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Третий критерий: уровень удовлетворенности участников образовательного процесса.
Педагоги, участвовавшие в проекте в целом удовлетворены результатами своей работы. В УДО оформлен центр LEGO-конструирования, организована безопасная среда по использованию LEGO-конструктора. Разработаны методические материалы для проведения занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием LEGO-конструктора.
У воспитанников специальных групп для детей с ТНР, детей старшего дошкольного возраста, посещающих ПКПП сформированы навыки речевого развития, конструирования, мелкой моторики.
Воспитатели отметили, что конструктивные навыки в самостоятельной игровой деятельности у детей, которые посещают занятия по формированию лексико-грамматических средств языка с помощью LEGO конструктора, отличаются сложностью игрового сюжета, дети при конструировании используют дополнительный игровой материал (фигуры людей, животных, предметы, обозначающие орудия труда и т.п.), применяют свои конструкторские навыки на занятиях по конструированию.
Педагоги – участники проекта, отметили, что работа в проекте позволила раскрыть возможности LEGO конструктора, его применение в коррекционной работе учителя-дефектолога. Во время игр с LEGO-конструктором у дошкольников формируется грамматическая составляющая речи (навыки согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных с предлогами и без, словообразование глаголов с использованием различных приставок, а также образование сложных слов), развиваются и совершенствуются высшие психические функции (память, внимание, мышление), мелкая моторика и координации движений руки.
Работа по лексическим темам с помощью LEGO-конструктора даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Накопление словаря у детей происходит через увиденное и осознанное. Эмоциональная составляющая игры способствует у детей активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказа по построенным декорациям объединяло их в общее большое повествование, что помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Работая с конструктором, дошкольники хорошо отрабатывают грамматические конструкции: такие как, согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев? В твоём зоопарке много кого?).
Конструируя фигуры животных, дети учатся выделять части целого и отработке падежных окончаний (Котёнок без чего? Без хвоста.) Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов.
В будущем наши педагоги планируют использовать на занятиях с детьми артикуляционную гимнастику и дыхательную гимнастику, и игры с использованием LEGO-конструктора, для проведения занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так как LEGO –конструирование полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.
С целью ознакомление родителей с возможностями конструктора LEGO Education в речевом развитии дошкольников, на подготовительном этапе было проведено анкетирование «Ваш ребёнок играет с LEGO-конструктором» разработан буклет «В LEGO играем - речь развиваем»
Результаты анкетирования, проведенного в начале учебного года, показали, что родители понимают, что среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. И для того, чтобы ребенок развивался соответствующим образом, взрослому необходимо создавать условия: наличие самого LEGO конструктора, помощь в сборе модели по схеме (первоначально), поощрение самостоятельной деятельности ребенка с LEGO, вступать в диалог с ребенком по поводу построек. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи, такие как, развитие двигательных навыков и мелкой моторики. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.
С целью обучения родителей способам конструирования, знакомства с различными вариантами игр по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников, учителем-дефектологом высшей квалификационной категории, был проведен мастер-класс «В LEGO играем – речь детей развиваем»
Результаты второго анкетирования родителей, показали, что с конструктором LEGO любят играть не только дети, но и взрослые. Родители понимают, что с помощью конструктора ребенок учится создавать что-то новое, оригинальное, мыслить нестандартно, становится более самостоятельным и ответственным, ведь если у него что-то не получается, конструктор приходится разбирать и снова собирать самому, исправляя свои ошибки.
В процессе семейной игры в LEGO формируются тёплые, доброжелательные отношения, что немаловажно для формирования и развития детской психики.
Для повышение родительской компетенции родителей по формированию практических навыков игры с LEGO – конструктором в домашних условиях совместно с ребёнком, привития традиций Lego-конструирования в семье, учителем –дефектологом был проведен цикл встреч «LEGO-meeting»1-3
Проектная продукция:
- календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП;
- календарно – тематическое планировании по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- календарно – тематическое планировании по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- конспекты занятий по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием игр на основе LEGO-конструктора у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП;
- конспекты занятий по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- конспекты занятий по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- игры на основе LEGO-конструктора по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях ПКПП;
- игры на основе LEGO-конструктора по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- игры на основе LEGO-конструктора по формированию лексико – грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- артикуляционная гимнастика и рекомендации по организации и проведению артикуляционной гимнастики на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- дыхательная гимнастика с использованием LEGO-конструктора и рекомендации по организации и проведению дыхательной гимнастики на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
- методические рекомендации для учителя-дефектолога по использованию LEGO-конструктора на занятиях по формирования лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.