Летний оздоровительный период

Одежда детей в летнее время

     Подбирать одежду детям на летние месяцы следует, учитывая ее специфику. Она должна соответствовать сезону, позволяя активно проводить время на свежем воздухе, отдыхать на природе и наслаждаться солнцем.

     Лето – та пора, когда малышам больше всего хочется побегать, придумать новые активные игры, наблюдать за тем, что их окружает. Чтобы все это было возможным, нужно подобрать подходящую одежду: она должна обеспечивать комфорт движений и удобство при активных играх, ведь игра – самое главное занятие ребенка.

     Если говорить конкретно об одежде, то для лета лучше подбирать открытые модели. Тогда даже в период жары кожа ребенка сможет дышать, а сам малыш не будет ощущать дискомфорта из-за перегрева. Еще одно достоинство открытой одежды – обеспечение доступа для полезных солнечных лучей. Для ребенка это очень важно, так как солнечное освещение способствует выработке витамина D, незаменимого для маленьких детей. Именно этот витамин оказывает положительное влияние на развитие детского организма, а его недостаток очень сложно восполнить пищевыми продуктами. Мамы должны помнить об этом и обеспечивать детям умеренные солнечные ванны.

     Если у ребенка очень светлая кожа, то можно использовать специальные кремы против солнечных ожогов. Однако большинство детей переносит недолговременное пребывание на солнце нормально, и открытая одежда не вредит им.

    При выборе одежды для ребенка старайтесь не покупать слишком дорогие модели. Не забывайте, что ребенок не сможет оценить стоимость вещи и запросто сядет в ней на траву, испачкает или порвет во время активной игры. Лучше отдать предпочтение недорогим моделям, чем постоянно одергивать ребенка, запрещая ему бегать и прыгать. Поверьте, что он не ощутит никакой радости от этого, даже если будет одет в самую модную одежду. Наоборот, у него может развиться неприятие дорогой красивой одежды, он станет воспринимать ее как препятствие к играм.

     Одежда для детей должна быть сшита из таких тканей, которые позволяют коже дышать. Речь идет о натуральных материалах, которые не дадут малышу перегреться. Натуральные ткани не вызовут раздражения и неприятных ощущений.

     Проследите, чтобы в одежде не было тугих резинок, они могут препятствовать кровообращению в конечностях малыша. Лучше всего, если застежки на детской одежде позволят малышу одеваться самому: молния, веревочки отлично подойдут для того, чтобы ребенок учился самостоятельности. Не забудьте о головном уборе, чтобы предотвратить солнечный удар.

свернуть

Первая помощь при перегреве, травме, отравлении

   Тепловой удар – патологическое состояние, обусловленное общим перегреванием организма в результате воздействия внешних тепловых. Основной причиной перегревания является нарушение терморегуляции, возникающее под влиянием избыточного поступления тепла из окружающей. Чаще и легче подвергаются перегреванию лица с сердечно-сосудистыми заболеваниями, обменными нарушениями и дети. Перегревание возможно в результате прямого воздействия солнечных лучей на голову – так называемый солнечный удар. Различают легкую, среднюю и тяжелую форму теплового удара.

     Организация первой помощи состоит в следующем: помощь только тогда бывает эффективной, если она оказывается быстро. Пострадавшего нужно срочно удалить из зоны перегревания в место, защищенное от солнца и открытые для ветра, освободить от верхней одежды, раздеть до пояса. Должны быть приняты меры к охлаждению: смачивание лица холодной водой, похлопывание по груди мокрым полотенцем, на голову и шею – пузырь со льдом или холодной водой, частое «опахивание» пострадавшего. Для усиления теплоотдачи дают холодную воду, чай, кофе. Значительную роль в предупреждении теплового удара играют профилактические мероприятия. Их характер определяется в каждом отдельном случае конкретной обстановкой. Например походы, прогулки в жаркий период рекомендуется проводить в более прохладные часы в легкой пористой свободной одежде. Важное значение имеет соблюдение правил питьевого режима. Вместо воды можно употреблять холодный подкисленный или подслащенный чай, рисовый или вишневый отвар, хлебный квас. Рекомендуется более широкое употребление углеводов, молочных продуктов с ограничением продуктов, содержащих кислые радикалы (каши). Широко применяются души, обливания. Ограничивают прием белковой и жирной пищи. Важное значение в профилактике имеет предварительная тренировка для повышения адаптации к действию термических факторов.

Первая помощь при отравлении.

    Как и у взрослых, рост числа отравлений у детей связан с увеличением производства новых лекарств и средств бытовой и сельскохозяйственной химии. Случайному отравлению детей способствует небрежное хранение этих средств, их красивая, яркая упаковка, привлекающая внимание детей.

   Кроме того, летом встречаются отравления дикорастущими ягодами, цветами или растениями, содержащими ядовитые вещества. 75% отравлений у детей приходится на возраст от 1 до 3 лет, так как дети в этом возрасте проявляют большую любознательность.

     Пищевые отравления – острые некотагиозные заболевания, возникающие при употреблении пищи, массивно обсемененной определенными видами микроорганизмов или содержащей токсичные для организма вещества микробной или немикробной природы. В соответствии с утвержденной классификацией пищевые отравления подразделяются на микробные (токсикоинфекции, токсикозы) и немикробные (отравления ядовитыми растениями и тканями животных, примесями химических веществ) и отравления неустановленной этиологии.

     Первая помощь при пищевых отравлениях заключается прежде всего в удалении яда, поступившего в организм. Во всех случаях необходимы промывание желудка водой (через зонд), введение в желудок активированного угля, прием слабительных средств, очистительные клизмы. Профилактика пищевых отравлений микробной природы сводится к предупреждению заражения пищевых продуктов микробами – возбудителями пищевых отравлений, предупреждению размножению в пище микроорганизмов и уничтожению попавших микробов методом тепловой обработки. С этой целью осуществляется санитарный и ветеринарный надзор.

     Профилактика отравлений микробной природы сводится прежде всего сан-просветительской работе среди населения.

Первая помощь при травме.

   Травмой называется насильственное повреждение тканей тела, какого-либо органа или всего организма в целом. Ушибы и ранения мягких тканей, переломы костей, сотрясение мозга, ожоги – все это различные виды травм. Травма, при которой происходит нарушение целостности кожных покровов или слизистых оболочек называется раной. Раны бывают поверхностными и глубокими. При оказании первой помощи необходимо твердо знать: любую, даже самую незначительную ранку, царапинку нужно обязательно обработать. Осторожно промыть рану водой, лучше кипяченой, обработать перекисью водорода или светло-розовым раствором марганцовки. Кожу вокруг раны смазать йодом, а затем наложить стерильную повязку.

      Наиболее легким повреждением является ушиб. Характерным для ушиба является кровоизлияние в ткани при отсутствии повреждения кожных покровов. Местно лучше всего назначить холод в виде холодных компрессов, снега, пузыря со льдом в течение суток, со вторых суток применяют компрессы, теплые ванны, а последующие 3-4 дня массаж.

     Растяжение связок чаще всего бывает в голеностопном и лучезапястном суставах. Признаки: резкая боль в суставе, припухлость. Первая помощь заключается в тугом бинтовании, покое поврежденного участка, прикладывании «холода». Поврежденная нога должна быть приподнята, поврежденная рука – подвешена на косынке.

   При переломах, вывихах и других травмах пострадавший испытывает сильную боль, резко усиливающуюся при попытках изменить положение поврежденной части тела. Самым главным моментом в оказании доврачебной помощи как при открытых переломах (после остановки кровотечения и наложения стерильной повязки), так и при зарытом является иммобилизация (создание покоя) поврежденной конечности. Это значительно уменьшает боль и предотвращают дальнейшее смещение костных отломков. Для иммобилизации используются готовые шины, а так же палка, доска, линейка, кусок фанеры.

     При закрытом переломе не следует снимать с пострадавшего одежду –шину накладывать поверх ее. К месту травмы необходимо прикладывать «холод» (резиновый пузырь со льдом, снегом, холодной водой, холодные примочки и т.п.) для уменьшения боли.

свернуть

Лето. Наблюдения в природе

Лето – это пора отдыха, летних забав, солнца, пляжа. Но даже на отдыхе можно дать ребенку множество полезной и познавательной информации о природе. Это все вокруг нас.

Наблюдаем за солнцем.

Гуляя с малышом, покажите ему солнышко, скажите, что оно светит ярко, стало очень тепло. Поговорите о сезонной одежде. Скажите, что солнышко греет сильнее, поэтому дети не одеваются тепло. Назовите летнюю одежду. Какое солнышко? (развитие речи) – желтое, теплое, яркое, светлое, ласковое. Что оно делает? Светит, греет, освещает и т.д. Люди носят летом солнцезащитные очки. Поговорите, для чего. Чем еще лето отличается от другого времени года? Все зеленое, много цветов. Расскажите стишок про солнышко.

Наблюдаем за облаками.

В облачный день понаблюдайте с ребенком за облаками. Что они делают? Плывут, движутся, летят. Они какие? Мягкие, пушистые, дождевые. Расскажите малышу, что они могут двигаться медленно, а могут и быстро (дует ветер). Иногда облака закрывают солнышко, и становится не так жарко. Рассматривайте облака – на что они похожи, сочините сказку об облачках. Спойте с малышом песенку «Облака, белогривые лошадки».

В пасмурный день понаблюдайте за тучами. Они бывают темные, грозовые, тяжелые. Когда небо покрывается тучами, это говорит о приближении дождя. Расскажите крохе про гром и молнию.

Наблюдаем за ветром.

В ветреный день посмотрите с ребенком на раскачивающиеся деревья. Расскажите малышу, что это дует ветер. Понаблюдайте за тем, как колышется трава, деревья. Возьмите вертушку и подставьте ее под порыв ветра – она будет вертеться. Расскажите ребенку о ветре в разные времена года: зимой дует ледяной ветер. Придумываем еще эпитеты – холодный, зимний и т.д. Летом – теплый, легкий, приятный ветерок. Предложите ребенку подставить лицо для ветра, закрыть глаза. Ветер ласкает щечки, лицо. Вы тоже можете дуть, как ветер. Возьмите перышко, положите его на ладошку и предложите малышу подуть. Между прочим, это отличное упражнение для развития речи.

Наблюдаем за дождем.

Выходя на улицу, когда идет дождь, отметьте, что сегодня погода дождливая, ненастная, пасмурная. Посмотрите на капли дождя – они крупные или мелкие. Обратите внимание ребенка на то, что образуются лужи. В лужи можно побросать камешки, измерить глубину палочкой, пускать кораблики. Прислушайтесь к звукам капающего дождя. Понаблюдайте, как капли стекают по окнам. Расскажите малышу о том, как дождь поливает все растения и они растут. Сравните сухую землю и мокрую, сухой асфальт светлый, а мокрый темный. После дождя все мокрое – и земля, и листья. Капли блестят на солнышке. У нас с сыном это «Капитошки». Мы любим их стряхивать с деревьев, трогать пальчиками.

Наблюдаем за грозой.

Пронаблюдайте за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Наблюдаем за радугой.

Расскажите ребенку, что после дождя бывает радуга. Расскажите о цветах радуги, нарисуйте с малышом радугу. Обратите внимание крохи, что она постепенно появляется и постепенно исчезает.

Наблюдаем за деревьями.

Гуляя с ребенком, показывайте ему различные деревья, называйте их. Предложите потрогать кору – она шершавая (для тактильных ощущений). Расскажите о том, как меняют свой внешний вид деревья в разные времена года. Сейчас они зеленые, на них много листьев. У каждого дерева свои листья, непохожие на другие. Посмотрите на хвойные деревья. У ели, сосны есть не листья, а иголочки. Они зеленые и летом и зимой. Научите ребенка бережно относиться к деревьям – они очищают воздух.

Наблюдаем за цветами.

Рассматривате цветы. Говорите об их цвете, размере. Предложите ребенку понюхать цветок. Раскажите строение цветка. Называйте цветы - ромашка, одуванчик, лютик и т.д. Цветы бывают комнатные, садовые, полевые. Рассмотрите, чем они отличаются. Предложите ребенку отгадать загадки о цветах.

Наблюдаем за водой.

Все дети любят играть с водой. И это замечательно! Игры с водой не только развивают детей, но и снимают стресс. Расскажите ребенку, что вода бывает жидкая и твердая (лед).  

  Вода может иметь разную температуру: теплая, если нагрелась на солнышке или на печке, прохладная, если положить в холодильник. Какая вода? Жидкая, прозрачная, льющаяся. Определите, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Обратите внимание, что летом люди купаются в море. Почему?

Наблюдаем за животными и насекомыми.

Познакомьте малыша с животными, встречающимися вам и насекомыми. Расскажите о том, где они живут, что едят. Понаблюдайте за поведением животных. Обращайте внимание на внешний вид – у одних шерсть, у других – перья. Одни ползают, другие летают, третьи ходят.

Все перечислить невозможно, но главное, говорите и показывайте ребенку все, что видите, слышите и чувствуете сами.

свернуть

Безопасное лето!

Вот и наступило долгожданное лето!  

Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.

Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций. Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться   элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

https://docs.google.com/document/d/1j_hMoLqAnP67kVaYxmRPHKw4GPfKSR-_/edit?usp=share_link&ouid=100614973308914632810&rtpof=true&sd=true

свернуть

Питание ребенка летом

     Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке – основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

Как организовать питание ребенка в летнее время?

     Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее – помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

    Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.

      Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

     В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.

   В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

    Употребление сырых соков – еще один шаг к здоровью. Это  источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.

Уважаемые родители, запомните!

Морковный сок способствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.

Свекольный сок нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.

Томатный сок нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.

Банановый сок содержит много витамина С.

Яблочный сок укрепляет сердечно-сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.

Виноградный сок обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального давления.

свернуть

Безопасность детей летом на воде

     У маленьких детей обычно отсутствует природный страх перед водой и поэтому они смело лезут в нее, совершенно не осознавая грозящие им опасности. Дошкольники часто не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.

     Малыши малышами, а взрослый должен неусыпно контролировать процесс купания детей, тем более дошкольного возраста, когда ребенок еще достаточно слаб и не организован и когда он может утонуть в считанные минуты.

Правила безопасности на воде.  Купание в открытых водоемах

  • Для плавания используйте лишь круги и жилеты, предназначенные для применения в открытых водоемах, у них должны быть толще стенки и, желательно, несколько автономных камер. Чтобы ребенок не утонул при проколе одной из них.

  • Всегда будьте возле ребенка, который в воде. Не отводите от него взгляда. Дошкольник может за секунду уйти под воду и захлебнуться.
  • Старайтесь не брать дошкольников кататься на лодках, водных велосипедах и других плавательных средствах, это может быть опасно. Но даже если и берете малыша, всегда надевайте на него еще на берегу спасательный жилет

  • Плавайте в специально отведенных местах с чистым проверенным дном, и где есть спасатель и медицинский пункт.
  • Если вы плаваете с детьми на природе, то выбирайте чистое мелкое место с течением меньше 0,5 метра/секунду. Предварительно проверьте самостоятельно дно, оно должно быть не топким и без острых предметов. Всегда будьте возле малышей.
  • Не разрешайте дошкольникам заплывать далеко от берега и нырять на мелких местах или там, где незнакомое дно.

Правила безопасности на воде при  купании в надувных бассейнах

  • Никогда не позволяйте детям нырять в надувные бассейны.
  • Максимально оградите доступ к бассейну малышей, чтобы они самовольно не пошли плавать. Для этого снимайте лестницу, ставьте заградительный барьер, не оставляйте стулья по которым можно забраться внутрь, надевайте на верх плотный защитный чехол (который не провалится под весом ребенка или двух) или сливайте воду из бассейна. Надежной изгородью от малышей можно считать заслон высотой от полутора метров, в котором либо отсутствуют горизонтальные перекладины, либо они слишком малы, чтобы по ним удобно было взобраться.
  • Если у вас большой надувной бассейн с мощной системой слива и наполнения, то убедитесь что выпускная система не создает мощного давления, которое может засосать ребенка.

Общие правила безопасности родителям при купании дошкольников

  • Никогда не купайтесь в непогоду.
  • Всегда разъясняйте детям правила поведения на воде и не подавайте им дурной пример
  • Никогда не ведите детей купаться в нетрезвом состоянии.
  • Наблюдайте за купающимися детьми.
  • Контролируйте эмоциональное состояние дошкольника, чтобы заигравшись, он не нахлебался воды.
  • Если ваш дошкольник уже хорошо плавает и ныряет, то не позволяйте ему нырять в местах, где глубина меньше, чем 2,5 метра.
  • Не разрешайте дошкольникам плавать в одиночку, всегда находитесь на расстоянии до метра от них и подстраховывайте малышей рукой, даже если ребенок плывет с надувным кругом или жилетом.
  • При купании старайтесь, чтобы всегда на дежурстве был спасатель или инструктор, но никогда не рассчитывайте только на них, помните, что вы в первую очередь отвечаете за безопасность собственного ребенка на воде.
  • Следите, чтобы маршруты плавания маленьких детей не пересекались со старшими, это может привести к травме.
  • Не купайтесь с детьми в местах, где это запрещено.
  • Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду со скал или в местах с неизвестным дном.
  • Старайтесь держать ребенка в поле своего зрения, когда он находится в воде.
  • Для детей, которые плохо плавают, применяйте специальные средства безопасности, надувные нарукавники или жилеты.
  • Строго контролируйте нахождения ребенка в воде, чтобы избежать переохлаждения. После купания в соленой воде необходимо помыться пресной.
  • Более взрослые дети подросткового возраста, если и идут сами к водоему, то должны плавать только в специально отведенных для этого местах с безопасным проверенным дном, при отсутствии глубоких ям, сильного течения, водоворотов или больших волн.
  • Достаточно взрослые дети уже должны знать не только правила поведения на воде и уметь плавать, но и обладать навыками поведения в критических ситуациях. Они должны понимать как себя вести, если судорогой свело ногу, уметь определить тонущего человека, оказать первую медицинскую помощь и т.д.
  • Научите азам техники спасения утопающих, если вы не можете сделать это сами, то сходите к инструктору по плаванию.

 

Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это детям.

Вода – опасная для людей стихия. Даже спокойная водная гладь, несмотря на кажущуюся безопасность, таит в себе угрозы.

Причем неприятности обычно случаются не с теми детьми, которые не умеют плавать, поскольку они обычно не заходят в воду глубже, чем по пояс, а с тем, кто мнят себя отличными пловцами. Многие несчастные случаи происходят именно из-за купания в запрещенных местах.

Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде

  • Купаться надо часа через полтора после еды;
  • Если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
  • При температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
  • Плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку).
  • Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега.
  • Никогда не купайтесь в заболоченных местах.
  • Если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.
    • Запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
    • Нельзя близко подплывать к судам;
    • Нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
    • Нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
    • Нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
    • Нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
    • Не купайся в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
    • Надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега.
свернуть

Осторожно клещи!

Плюсовая температура  воздуха в начале весны активизировала поведение клещей. Первые клещи в природе в этом году появились в начале марта и уже зарегистрированы пострадавшие от их укусов. Известно, что иксодовые клещи  могут  быть переносчиками девяти возбудителей инфекционных заболеваний, из которых на территории Беларуси ежегодно регистрируются два – клещевой энцефалит и боррелиоз.

Чтобы избежать заболеваний в течение всего теплого периода года, начиная с весны до поздней осени, будучи на природе следует соблюдать определенные правила  поведения и безопасности.

Помните:

  • Клещи живут не только в лесу. На территории республики основными переносчиками клещевых инфекций являются два вида клещей: лесной и луговой. Последний  предпочитает открытые пространства – лесные поляны, опушки, пастбища, заливные луга, в городской черте часто обнаруживается на пустырях.  Среди излюбленных мест их обитания – высокая растительность, прошлогодняя листва, сухостой.
  • Клещ нападает с травы или с низкорослого кустарника, а не падает с деревьев. Так что основная зона опасности – это ноги и бедра.
  • Клещ никогда не присасывается сразу – прицепившись к жертве, он  движется вверх, около часа может бродить по телу в поисках удобных для присасывания мест. Медлительность клеща является некоторым благом, поскольку его можно обнаружить задолго до укуса.

Как избежать укуса и заболевания?  

Находясь на природе, чаще осматривайте себя и попутчиков, чтобы своевременно обнаружить и снять с себя паразитов. Лучше носить одежду светлых тонов – на ней клеща легче заметить. Когда не жарко, старайтесь максимально прикрыть тело – рубашку заправляйте в брюки, брюки в носки и сапоги, надевайте головной убор. Если вы правильно оделись, клещ останется где-то на одежде, и вы его обнаружите ещё до укуса – он похож на маленького паучка. Повысить эффективность защитной одежды можно с помощью отпугивающих насекомых и клещей средств – репеллентов. Важно придавать значение не только лесной, но и полевой одежде.

По возвращении домой ещё раз осмотрите себя, обращая особое внимание на следующие части тела: шея, подмышки, паховая область, ушные раковины – клещи чаще всего присасываются именно там. Обследуйте снятую одежду – паразит может находиться в складках и швах.  Опасное членистоногое можно принести в дом  с букетом цветов, на ветках, вениках.

Для того, что бы обезопасить свой дачный участок от проникновения клещей, желательно регулярно по мере отрастания скашивать траву, собирать опавшую листву, расчищать прилегающую территорию от сухостоя и валежника. Следите, чтобы на вашем участке не поселялись  грызуны, тщательно убирайте пищевые отходы, не допускайте захламления на территории.

Домашних животных,  живущих на даче, следует регулярно осматривать и снимать прицепившихся к ним клещей, так как те особи, которые напитаются кровью и отпадут на территории вашего участка, через год при благоприятных условиях дадут жизнь новому поколению клещей.

Существует опасность заражения клещевым энцефалитом при употреблении сырого козьего молока, поэтому рекомендуется его кипятить  перед употреблением.

Собираясь на прогулку в лес, не будет лишним захватить с собой йод, катушку хлопчатобумажных ниток или пинцет, стеклянный или пластмассовый флакончик с плотно закрывающейся крышкой, вату.

Как действовать в случае присасывания клеща?

Как можно быстрее извлеките паразита. Сделать это лучше в медицинском учреждении – в травматологическом кабинете. Но если такой возможности нет, удалите его самостоятельно, используя для этого обычную хлопчатобумажную нить или пинцет, с помощь которых клеща нужно как бы выкручивать, потихоньку подтягивая кверху.Резкие движения недопустимы. Обычно через 1-3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком. 

Убедитесь, что хоботок не остался в теле. Если это произошло, достаньте его, как занозу. Место укуса прижгите йодом и тщательно вымойте руки.

При удалении недопустимо использовать крема и масла, нельзя пытаться давить клеща, задыхаясь, он будет извергать возбудителей болезни в кровь и  это лишь повысит вероятность заражения.

Что делать после удаления клеща?

Не нужно паниковать – присасывание клеща ещё не означает, что произошло заражение.  В первую очередь  обратитесь  в поликлинику по месту жительства к врачу инфекционисту или терапевту (педиатру) для организации медицинского наблюдения и назначения профилактического лечения, проводить которое необходимо в первые 72 часа от момента присасывания клеща.

В настоящее время большинство экспертов в мире считают нецелесообразным исследование снятого клеща на наличие возбудителей клещевых инфекций.  С помощью исследования мы можем узнать, не являлся ли клещ переносчиком одного из заболеваний, например боррелиоза, но он может являться, так же, носителем ряда других инфекций. Отрицательный результат исследования создает чувство ложной безопасности, при этом упускается время для назначения профилактики,пациент не обращается к врачу даже при появлении характерной клинической картины заболевания. Вместе с тем имели место случаи заболевания болезнью Лайма и при отрицательном результате исследования клеща.

Обращайте внимание на свое самочувствие в последующие после укуса клеща дни. При  повышении температуры, появлении недомогания, головной боли, боли в руках, ногах, красных пятен или сыпи на теле немедленно обращайтесь к врачу. Чем раньше выявляется заболевание, тем легче его вылечить и избежать осложнений.

свернуть

Профилактика травматизма у воспитанников в летний период

     В летний период у детей возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговых травм,  полученных во дворах, на улице. Зоной повышенной опасности становятся детские площадки, особенно  качели.

     Опасны и ожоги пламенем, которые наиболее часто наблюдаются у ребят дошкольного возраста во время игр с огнеопасными предметами и вблизи костров.

    Серьёзную озабоченность вызывают  поражения электрическим током, который вызывает не только глубокие ожоги, но и остановку сердца, дыхания, что требует немедленного проведения реанимационных мероприятий. Причина поражений часто кроется в неисправных проводке и электроприборах, которые берутся ремонтировать сами ребята, не обладая достаточными навыками и  знаниями техники безопасности.

     При занятиях лёгкой атлетикой (бег, прыжки, метание снарядов) возможны травмы стопы, голеностопного сустава, растяжение связочного аппарата локтевого и лучезапястного суставов, переломы костей предплечья и голени. Подвижные спортивные игры могут привести к травмам нижних и верхних конечностей.

     Дети страдают  также от укусов домашних животных (кошек, собак), а кусанные раны, как правило, плохо заживают.

   Особого внимания заслуживает травматизм при езде на велосипедах. Характер травм разнообразен: от лёгких ссадин при падении до крайне тяжёлых комбинированных  повреждений, в ряде случаев заканчивающихся смертельным исходом. Непосредственной причиной этих тяжёлых  увечий являются наезды и столкновения с движущимся транспортом.

   Травмы, причинённые детям транспортными средствами, встречаются редко, однако они отличаются наибольшей тяжестью. Основной причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий с участием детей зачастую является их поведение, которое не учитывает требований правил дорожного движения: переход проезжей части в неустановленном месте, игнорирование сигналов светофора, отсутствие на одежде, рюкзаках, сумках световозвращающих элементов. Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженную сезонность – наибольшее число ДТП происходит в летнее время, когда у детей много свободного времени, они остаются без контроля со стороны взрослых.

     Несмотря на индивидуальность каждого несчастного случая, оказывается, что за массой кажущихся случайностей стоят строго определённые закономерности:

  • особенности детской психики (беспомощность, любопытство, самонадеянность, отсутствие причинно-следственного мышления, минимальный уровень знаний, ошибочное представление об окружающих явлениях);
  • повышенная двигательная активность;
  • беспечность родителей;
  • отсутствие организованного досуга (игровых площадок, интересных для детей секций, кружков).
свернуть

Игры с детьми на отдыхе в летний период

     Игры с родителями – это неотъемлемая часть развития детей. Это и укрепление здоровья, и хорошее настроение. Совместные игры сближают родителей и детей. Ваш ребенок придет в восторг, когда увидит серьезного папу, весело играющего в мяч. Для дошкольника «игра – единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком». Для взрослого - «единственный способ стать снова ребенком, оставаясь взрослым».

     Отправляясь на отдых с детьми за город, с компанией, на забывайте взять с собой необходимые атрибуты для игры, это могут быть мячи, ракетки, а также многое другое, на что хватит выдумки.

     Во что же можно поиграть с ребенком, чтобы это доставило радость вам и вашим детям? Выбирайте те игры, которые доступны вашему ребенку. Учитывайте, что у детей быстро пропадет увлечение, если они не испытывают радость победы. Вспомните игры, в которые вы играли в детстве, научите этим играм своего ребенка. Это доставит огромное удовольствие и ему, и вам, воспоминания детства очень приятны! Попросите ребенка познакомить вас с играми, в которые он играет в детском саду со своими сверстниками. Будьте внимательным слушателем, ведь это самые ценные минуты вашего общения. Кроме отличного настроения игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей. Предлагаем вам некоторый перечень игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.

Игры с мячом

«Съедобное – несъедобное»

Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово «съедобное», игрок должен поймать мяч, если «несъедобное» - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

«Назови животное»

Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

«Догони мяч»

    Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

     Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

     Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. «Кто больше соберет шишек». Проведите игру «Самый ловкий». Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

П     ознакомьте детей с  народными играми: «Горелки», «Чехарда». Вспомните игры в которые играли сами в детстве: «Садовник», «Краски», «Бабушка, нитки запутались», «Жмурки». Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!

свернуть

Отдых с ребенком летом

     Лето прекрасное время года. Долгожданный отдых - это заслуженная награда за долгие дни работы, быта, заботы. Семейный отдых – это максимально возможное количество времени, которое вы можете уделить своему ребенку. Для ребенка – это долгожданное событие, которое он тоже ждал весь год.

     Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

  • Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.
  • Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.
  • Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.
  • Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.
  • Следите за питанием ребенка. Мороженое, газировка, фаст-фуд не принесет здоровья вашему ребенку.
  • Выбирайте только те виды отдыха, которые устроят вас и вашего ребенка.
  • Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).
  • Собираясь на отдых с компанией, старайтесь брать людей своего круга, которые разделяют ваши интересы, со схожими материальными уровнями. Оптимально ехать на отдых со схожим составом семьи. Одинаковые заботы, одинаковые проблемы, взаимопомощь, уход за детьми.

Помните:

Отдых – это хорошо. Неорганизованный отдых – плохо!

Солнце – это прекрасно. Отсутствие тени – плохо!

Морской воздух, купание – это хорошо. Многочасовое купание – плохо!

Экзотика – это хорошо. Заморские инфекции – опасно!

Впереди у вас три месяца летнего отдыха.

Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!

свернуть