Музыкальная страничка

Как учить стихи

01.01.2023

     Дети, знающие много стихов наизусть, как правило, вообще обладают высоким интеллектуальным потенциалом.

  Расширение лексического запаса. Даже самое простенькое детское стихотворение содержит множество слов и выражений, которые мы нечасто употребляем в повседневной жизни. Да и речевые конструкции в поэтическом тексте сложнее и интереснее, чем в обыденной речи. Ребенок, многократно проговаривая стихотворение, активизирует целый пласт сложной лексики, его речь становится более богатой и сложно организованной.

    Стихи учат активно прислушиваться к звучащему слову, улавливать взаимосвязь между звуком и знаком, приучают к тому, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением. Таким образом, развивается фонематический слух, формируются важнейшие навыки текстового мышления. Формирование правильной артикуляции. В стихах, особенно детских, очень много созвучий, аллитераций, которые великолепно развивают язычок.

    С чего начать? Грудничку читайте вслух детские стишки и свои любимые стихотворения. Сейчас важно, чтобы малыш уловил интонации, почувствовал ритм и рифмы.

   Помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

   Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

  • Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.
  • Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.
  • Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.
  • После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии.
  • После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения.
  • И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию. Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
  • И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
свернуть

Влияние музыки на психику ребёнка

16.12.2022

«Музыка сказочной зимы»

23.11.2022

"Логоритмика" - что это такое?

06.04.2022

Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь. Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами. Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, фразы. Это ещё и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте. Ну, и конечно же, общая дикция.

Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.

Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словами и музыкой.

Почему музыка? Музыка – наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересованность, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором он живет.

Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.

Таким образом, связь движения и речи

- нормализует состояние мышечного тонуса;

- помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости;

- развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции;

- способствует регулированию темпа и ритма речи;

- устраняется нечеткость звукопроизношения;

- развивается чувство ритма;

- повышает общий эмоциональной уровень.

Занятия логоритмикой позволяют решать многие задачи, а именно:

умение произвольно реагировать на музыкальный сигнал, смену частей музыкального произведения;

снижение психоэмоционального и телесного напряжения;

интонационно-мелодическое развитие речи;

развитие артикуляционной моторики;

развитие и укрепление мимической мускулатуры;

развитие силы, высоты, тембра голоса;

совершенствование тонкой моторики пальцев рук;

развитие двигательных способностей детей, ловкости, подвижности;

развитие эмоционального мира ребенка и воображения;

развитие умения создавать образы с помощью жестов и мимики, пластики;

развитие чувства ритма и координации движений;

формирование пространственных представлений

 Логоритмические занятия включают в себя:

1.Упражнения для коррекции речи и движения:

2.Дыхательные упражнения:

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пальчиковая гимнастика.

5.Голосовые игры.

6.Логопедическая подпевка.

7.Пение.

8.Ритмические игры.

9.Массаж.

10.Ритмопластика.

11.Упражнения на релаксацию.

Игры и упражнения объединяются единым сюжетом, тематикой, вызывают у детей огромное желание их выполнять. Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по развитию речи открывают дополнительные возможности для успешного развития и обучения детей.

свернуть

Все творцы, но не все артисты!

25.03.2022

     Существует устойчивое  мнение, что   маленькие  дети – все  артисты. Точно  можно  сказать: не  ВСЕ. Кто-то, и  таких  большинство, хочет  и  любит  пообезъяничать, стремится  привлечь к  себе  всеобщее  внимание, но  есть  и  такие, кто  не  хочет  этого. Публичное  творчество привлекает далеко  не  всех .Другое  дело- творчество вообще. Вот тут  и  можно  согласиться: все  дети  творцы. Но  одни  склонны  к  изобразительному  творчеству, другие -  к  конструированию, третьи -  к  сочинительству, а  четвёртые - к  чему-то  ещё.

     Легко  и  удобно, когда  детские  способности  и  предпочтения  в  творчестве  ярко  выражены, когда  сам  ребёнок  их  в  какой-то степени  осознаёт. Тогда  можно  предложить  ему  заниматься  той работой, к которой  он  сам  склоняется. Но бывает  и  так, что  творческие  задатки  глубоко  спрятаны  или  лежат  в  такой  сфере  деятельности, где  их  никому  не  приходит  на  ум  искать. Тут-  то от  педагога  требуются  наблюдательность, внимание  и  такт.

     Нельзя  неволить  неокрепшую  творческую  природу  ребёнка, заставлять  его  быть  на  виду, если  он  не хочет  этого. Нельзя  ставить  его  в  ситуацию, где  он  почувствует  себя  смешным  и  нелепым, хуже  других. Но  в  тоже  время  нельзя  исключать  ребёнка  из  общего  дела, забывать  о  маленьком  человеке, оставлять  его  в  стороне. Для каждого  нужно  найти  интересное  занятие - то, в  котором он  может  творчески  реализоваться. Со  временем  тот, кто  сегодня  не  мог  и  не  хотел  выходить  на  выступление, завтра  проявит  активность. И наоборот, кто-то  устанет  играть  в  «артиста»  и  захочет  попробовать  себя  в  чём-то другом.

 

свернуть

«Берегите детский голос»

14.03.2022

  Пение-это наиболее доступный и поэтому ведущий вид деятельности ребенка. Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса.

     Для правильной вокальной интонации особое значение имеет развитие музыкального слуха. Слух совершенствуется при обучении. В детском саду дети знакомятся с песнями различного содержания, обучаются певческим навыкам и умениям. Малыши учатся правильно воспроизводить звуки мелодии вместе с музыкальным руководителем. Старшие дети поют без помощи взрослого, дети подготовительной группы могут петь и без звучания инструмента. В процессе обучения ставятся задачи, соответствующие возрасту ребенка. В результате реализации этих задач формируются музыкальные способности ребенка, развивается его голосовой аппарат. Голосовой аппарат – это легкие, бронхи, трахея, гортань, носовая и ротовая полости. У дошкольника голосовой аппарат еще не сформирован, связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое. Певческое звучание требует бережного отношения, ведь вокальные мышцы формируются лишь к 5-6 годам и заканчивают свой рост к 11-12 годам. В первую очередь нужно обратить внимание на разговорную речь ребенка. Она должна быть спокойной. Нельзя петь на улице зимой или в сырую погоду, давать детям пить холодную воду в момент разгоряченного состояния горла, есть на улице мороженое. Здоровый голосовой аппарат помогает ребенку близко соприкоснуться с музыкальным искусством, способствует развитию музыкальных способностей и эстетического вкуса ребенка. Родители могут также развивать эти качества. Во многих семьях любят песни, охотно их исполняют. Хорошо, когда среди взрослых голосов слышен голос младших членов семьи. Но не следует забывать, что ребенок должен слышать красивое, правильное пение, а песни должны быть доступными и высокохудожественными.  

свернуть

Слушаем звуки природы

03.02.2022

   Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

   В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

   Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:

  • стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;
  • обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;
  • стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;
  • травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок»,то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;
  • тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;
  • желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» - маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуй поверх края желудя. Свист будет очень громким!

   Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.

свернуть

Музыкальные загадки

12.01.2022

Детям задается вопрос, в котором содержится подсказка содержания песни. Дети отгадывают, и все вместе поют.

Вопросы

1. В какой известной песенке есть насекомое «совсем как огуречик»? («В траве сидел кузнечик».)

2. Угадайте, от чего «наверняка, вдруг запляшут облака»?

(«От улыбки солнечной такой».)

3. Кто пережил все неприятности и всегда был в хорошем настроении? (Кот Леопольд.)

4. Два друга пели песенку дуэтом, лежа на солнышке. Кто

же это? (Львенок и Черепаха.)

5. Как звали мальчика, который не любил копать картошку? (Антошка.)

Таких вопросов можно составить множество, используя соб-ственные познания в жанре детских песен.

Отгадываем и танцуем

детям предлагается загадка, а после отгадки ставится фонограмма, под которую исполняется танцевальная импровиза

ция.

Девочка бабушку очень любила,

Бабушка шапочку ей подарила.

Шапочку эту она не снимала,

В ней она бабушку и навещала.

По лесу девочка в шапочке шла,

В корзине гостинцы бабуле несла.

(Красная Шапочка.)

Предлагается фонограмма песни А. Рыбникова «Красная Шапочка» (из фильма-мюзикла).

По болотам он ходил,

Пиявок и жуков ловил,

Был он тонкий, как комар,

Назывался.

(Дуремар.)

3вучит фонограмма песни Дуремара из кинофильма «При-ключения Буратино»(Музыка А. Рыбникова.)

Играем в рифму

Не послушал 3айка папу –

Отдавили 3айке. (лапу).

(В. Лебедев-Кумач.)

Дети вскверикесидели

И мороженое. (ели).

(И. Курлат.)

А возле этой елки

Бродили злые(волки).

(А. Барто.)

Елочка,елка

Колкая. (иголка).

(М. Ивенсон.)

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни. (малютка).

(С. Маршак.)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая. (лисица).

(А. Поляховский.)

Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния. (сверкнула).

(Л. Песков.)

Наша старшая сестра

Вяжет с самого. (утра.).

(А. Барто.)

Среди жирных - олубей

Прыгал тощий. (воробей).

(Н. Полякова.)

Я сегодня утром рано

Умывался из-под. (крана).

(А. Кузнецова.)

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту стало. (жарко).

(С. Сабашникова.)

свернуть

Классическая музыка в жизни ребёнка

28.12.2021

  Не сомневаюсь в том, что каждый из вас, дорогие мамы и папы, хочет воспитать своего ребенка духовно богатым, эстетически образованным, позитивно настроенным на окружающий его мир. И я, как педагог, с вами абсолютно солидарна. Скажу больше: это моя главная профессиональная и педагогическая задача! На протяжении всей моей педагогической работы я ищу ответ на важный вопрос: как привить ребятам чувство возвышенного отношения к музыке, как научить отличать настоящее искусство от грубой подделки. Где та «золотая середина», которая поможет устоять в мире музыки? Казалось бы, к нам в детский сад приходят 2-3-летние малыши, с которыми можно начинать работать, как говорится, «с чистого листа». Но и они уже успели нахвататься это пресловутой «попсы» и, не научившись еще как следует говорить, уже выпевают разные «муси-пуси». А сколько раз на мои просьбы к ребятам спеть свою любимую песню, они исполняли хиты Верки Сердючки, Глюкозы и той же Кати Лель!

  Начинать решать эту нелегкую задачу надо с самого раннего возраста. Ведь первые звуки, которые слышит новорожденный – это напевные звуки колыбельной. И поет эти напевные мелодии малышу его мама – самый родной и близкий на свете человек. И именно пению колыбельных мы, взрослые, уделяем незаслуженно мало внимания. А ведь они очень просты в исполнении и в то же время так богаты в проявлении чувств. Пойте колыбельные своему малышу почаще и не только в младенческом возрасте, ведь для нас наши дети всегда остаются детьми. Спойте вместе в тихий вечерок колыбельную – и эти минуты душевного единения останутся надолго и в вашей памяти и в памяти вашего ребенка. И, конечно же, мы все очень хотим, чтобы детство наших детей было счастливым и продуктивным. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребенок накапливает тот опыт деятельности, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие. И очень важно, чтобы этот опыт основывался на лучших образцах мировой музыкальной культуры. Я абсолютно уверена, что это должна быть классическая музыка классическая. Заранее предвижу скептический вопрос: а не рано ли ребенку – дошкольнику слушать классику, понятен и интересен ли ему этот музыкальный язык? С уверенностью отвечу: нет, не рано! Во-первых, я с большой тщательностью и соблюдением всех возрастных особенностей подхожу к подбору музыкального репертуара. Во-вторых, мои убеждения подтверждены исследованиями ученых – психологов. Их выводы однозначны: классическая музыка стабилизирует эмоциональное состояние человека и оказывает развивающее действие, в то время как тяжелый рок, диско, поп-музыка уменьшают объем внимания и памяти, «отупляют» человека. Программа воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагогов–психологов):

  Музыкальные произведения Бах Кантата №2 ; Бетховен «Лунная соната; Свиридов. «Романс»- уменьшают раздражительность и разочарование, повышают чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся.
Шопен.Вальсы ; Штраус.Вальсы; Рубинштейн. Мелодия –уменьшают чувство тревоги, повышают уверенность в благополучном конце происходящего.
Моцарт.Маленькая ночная серенада; Вивальди.Времена года («Весна»); Брамс. Венгерские танцы - поднимают общий жизненный тонус: улучшают самочувствие, повышают активность, улучшают настроение.
   Музыкальная классика обладает поистине волшебной силой! Ее можно слушать бесконечно, и каждый раз открывать для себя что-то новое, красивое, возвышенное. А наши маленькие слушатели, с их пока еще «незаштампованным» сознанием, воспринимают классическую музыку легко и по-своему уникально. Я приглашаю всех без исключения родителей посетить наши музыкальные занятия, и вы сами увидите восторженные детские глаза при прослушивании фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Апрель. Подснежник» Чайковского. Могу привести еще один пример: знакомясь с музыкой к балету П.И. Чайковского «Спящая красавица» из двух видеоверсий (мультфильм и видеозапись балета) ребята с удовольствием выбрали балет! Не так давно еженедельник «Аргументы и факты» опубликовал статью, суть которой сводилась к следующему: во многих московских школах введены часы слушания классической музыки с целью восстановления мыслительных функций мозга ребенка и защиты его от агрессивной теле- и радио- информационной сферы. Я абсолютно солидарна с московскими педагогами! Ведь общение ребенка – дошкольника с классической музыкой неизбежно ведет к формированию у него позитивного мировосприятия и эмоционального мироощущения, То есть у ребенка появляется позитивная жизненная доминанта. А это имеет огромную практическую ценность и для плодотворного настоящего, и для успешного будущего вашего ребенка. Именно положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника.. К этому стоит добавить, что сам процесс слушания музыки уникален, он требует максимальной концентрации внимания ребенка в течение определенного временного отрезка с последующей рефлексией на услышанное. Таким образом, у будущего школьника формируются аналитические способности.

   Не хочу, чтобы у вас, дорогие мамы и папы, сложилось ошибочное мнение, что наши дети перегружены классикой. С самого раннего утра (с утренней гимнастики) и до вечера в детском саду звучат и народные мелодии, и доступный детскому пониманию песенный репертуар, иногда в современной эстрадной обработке. Но те песни, которые тиражирует наш шоу-бизнес и которые и музыкой-то назвать трудно, мы нашим дошкольникам не предлагаем по принципиальным соображениям. Приобщение наших детей к лучшим образцам мировой классики – непростая, но крайне важная задача. И без вашей помощи, дорогие родители, с этой задачей нам не справиться. Ваш, родительский, авторитет имеет огромное влияние на ребенка. Не умаляя значимости нашей педагогической работы, считаю, что авторитет родителей выше нашего, педагогического, авторитета. И если мама с папой будут интересоваться, чем мы занимаемся на музыкальных занятиях (а я по мере готовности прошу детей продемонстрировать дома свои умения и обязательно высказывать свои впечатления), то наши дети почувствуют удовлетворение и гордость за свое исполнение, уверенность в том, что они все делают правильно. Попробуйте очередное выступление, скажем, Димы Билана или Кати Лель, подытожить замечанием: «Наверное, это неплохая песня, но та песня о маме, которую ты пел для меня, мне понравилась гораздо больше», и ваш ребенок получит огромную поддержку и уверенность в правильно выбранных музыкальных приоритетах! Обязательно создайте у себя дома фонотеку классической музыки. В этом я с удовольствием вам помогу. Почаще слушайте прекрасные музыкальные произведения, и вы не заметите, как классика станет и вам, вашему малышу лучшим другом! Я думаю, вы согласитесь со мной, что в наше непростое, противоречивое время, когда теряются нравственные ценности и ориентиры, музыка приобретает особое, великое значение. Как говорят великие: все приходящее, а музыка вечна. Как вечны ее идеалы, ее способность быть рядом и в горе, и в радости. Музыка заставляет нашу душу и мысли трудиться, задумываться над смыслом бытия. Но эта душевная работа невозможна без высокой музыкальной культуры, музыкального вкуса, воспитанного с детства. И в этом смысле на нас, педагогах и родителях, лежит ответственная задача: заложить прочный фундамент общечеловеческих ценностей, воспитать человека, способного ценить прекрасное, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

свернуть

Ритм в музыкальном развитии детей

19.11.2021

Памятка для родителей детей с речевыми нарушениями.

Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию. Но прежде чем излагать некоторые соображения по этому вопросу, давайте, определим природу ритма.

Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. В самом деле, использование обеих категорий в системе музыкального развития детей дает исключительно положительный результат.

Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт. 

свернуть

Какую музыку нужно слушать детям

19.10.2021
     Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт-эффекте.

     Воздействие музыки на организм человека пока практически не изучено. Но кое-что уже известно. Хотя бы то, что все системы человеческого организма работают в определенном ритме.

     Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. Самое интересное, что  умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.

     В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что соната Моцарта для двух фортепиано до-мажор помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. В США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний. Такая терапия улучшает мелкую моторику рук. Как вам эта информация? Впечатляет? Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и … речь. Каким образом? По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки укрепляют микроскопические мышцы уха.

     Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду Томатису побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из уст знаменитого актера. До этого он не мог договорить до конца ни единого предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание и избавился от проблем с правым ухом, но и научился процессу мышления.

    Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы», а младенцев, которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с душевными проблемами.

свернуть

Музыка как средство коррекции поведения и развития коммуникативных способностей дошкольников

17.09.2021
«Посейте  поступок – и  вы  пожнёте привычку, посейте  привычку – и  вы  пожнёте  характер, посейте  характер – и  вы  пожнёте  судьбу». У.Теккерей
развернуть

        Роль  и  возможности  общения  как  в образовательном, так  и  в  процессах  интеллектуального  и  психического  развития  дошкольников  огромны. Общение  позволяет  ребёнку, через  сравнение  себя  со  сверстниками, выработать  самооценку, найти  своё  место, что  весьма  часто  бывает  одной  из  главных  проблем  личности. Ведь  коммуникабельность – одна  из  составляющих  успешности. Навыки  поведения  начинают  формироваться  в  раннем  возрасте.

        Поведение  зависит  от  суммы  накопленных  знаний, которые  каждая  личность  пропускает  через  своё  сознание. А  оно, в  свою  очередь, определяет  способ  поведения.

        Признание  за  музыкальным  мышлением  функции  общения, коммуникации, даёт  повод  рассматривать  музыку  как  один  из  самых  мощных  информационных  процессов, охватывающих, в  принципе, всё  общество. Существует  мнение, что музыка не  может  считаться  «языком… с  чётко  зафиксированным  значением». Однако  его  отсутствие  не  мешает  музыке  выполнять  основные  языковые  функции. А  это  значит, что музыка  может  и  является  одним  из  мощных  средств  общения, развития  коммуника-тивных  качеств  ребёнка.

         Для  того, чтобы  влиять  на  формирование  личности  дошкольника, педагог  дол-жен  уметь  среди  смен  его  настроений  и  различных  проявлений  характера, распознать лучшие  для  последующего  закрепления, худшие – для  нейтрализации  в  процессе  восприятии  музыки. Восприятие  музыки  преображает  человека, ведь  каждый  одну  и  ту  же  музыку  чувствует  по-разному. Можно  сказать, что  восприятие  музыки  носит  личностно-  значимый  смысл, который  зависит  от  многих  причин:

  • личного жизненного опыта
  • уровня развития образного  мышления
  • общей культуры восприятия
  • уровня развития ситуативного  мышления
  • уровня развития устойчивого  внимания, таких  его характеристик  , как  концентрированность  и  распределённость, переключаемость  и  др.
  • различных видов памяти (кратковременной, долговременной, оперативной, музыкальной  и  др.)
  • склада нервной системы, т.е. темперамента

        Важность  и  главная  ценность  музыки  как  вида  искусства  в  том, что  через  её  восприятие  человек  познаёт  себя. Воспринимая  музыку, ребёнок  может  испытать  те  чувства, которые  не  всегда  удобно  выставлять  напоказ, посредством  музыки  может  приблизиться  к  пониманию  чувств, которые  он  ещё  не  испытывал  в  жизни, но  которые  уже  готовы  к  пробуждению, однако  пока  невостребованы.

          Наука  показала, что  музыка, её  выразительные  средства, такие  как  динамика, темп, тембр  голоса  или  инструмента, акценты, пульсации, последовательность  аккордов, развитие  мелодической  линии  могут  воздействовать  на  частоту  пульса  и  дыхания, биологические  процессы  в крови, биоритмы  мозга, мышечное  напряжение  или  расслабление, что  в  комплексе  определяет  эмоциональное  состояние, а порой и  общее  самочувствие  слушателя.

        Проявления  восприятия  музыки  могут  быть  различными:

  • внутреннее подпевание, вызывающее непроизвольное  движение  голосовых  связок, настраивание  дыхания  к  мелодической  линии  произведения
  • покачивание головой, движения пальцев  рук  или  ног, тактирование  рукой  или  ногой
  • изменение мимики (напряжение  или  расслабление  определённых  мышц)
  • подвижность глазных яблок, слёзы, улыбка  (при  слушании  с  закрытыми  глазами)

        Эти  и  другие  проявления  восприятия  музыки  педагогам  необходимо  использовать  в  своей  работе.

        Как  известно, слушать  музыку – ещё  не  значит  воспринимать  её. Способность  к  восприятию  музыки  можно  и  нужно  развивать  у  дошкольника  как  на  занятиях, так  и  при  индивидуальной работе  по  развитию  способностей. Ценность  умения  воспринимать  музыку  в  том, что  ребёнок  чувствует  произведение  по-своему, обращаясь  к  своему  внутреннему  миру, в  котором  безоговорочно  доверяет  эмоциям. Музыка  не  требует  от  ребёнка  жизненного  опыта  и  его  подтверждения, весь  арсенал  её  средств  является  для  юного слушателя  откровением  и, возможно, истиной. Ребёнок  воспринимает  через  музыку  духовность  и  учится  принимать  её.

        Музыка  на  групповых  занятиях  выступает  как  средство:

  • общения
  • познания нового
  • развития общей культуры
  • развития духовности

        Она  способствует  умению:

  • сосредоточиться
  • выслушать другую точку  зрения  и  высказать  свою
  • вести спор

       

свернуть