О борьбе с коррупцией

Нормативные правовые акты, регулирующие работу по борьбе с коррупцией

03.01.2023

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией»

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»

Закон Республики Беларусь от 04 января 2014 г. № 112-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»

Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З

Примечание: «При наличии признаков коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для коррупции (статьи 25 и 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»), к административным правонарушениям, связанным с коррупцией, могут быть отнесены правонарушения, предусмотренные статьями 9.6, 9.13, 9.26, 10.5, 11.16, 11.77, 23.81, 23.82, 23.83, 23.84 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З

Примечание: «Трудовым кодексом Республики Беларусь установлены: в статье 27 — ограничения совместной работы в государственных организациях (их обособленных подразделениях) супругов, близких родственников и свойственников; в пункте 5 статьи 47 — право нанимателя на прекращение трудового договора с государственным должностным лицом за неподписание обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений; в пункте 5-1 статьи 47 — право нанимателя на прекращение трудового договора с государственным должностным лицом за нарушение обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, а также за совершение правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения; в статье 255 — ограничения работы по совместительству для руководителей государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) находятся в государственной собственности, а также запрет для руководителей организаций любых форм собственности входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в соответствующих организациях».

Декрет Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 апреля 2015 г. № 326 «О внесении дополнений и изменений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 января 2016 г. № 19 «О некоторых вопросах декларирования доходов и имущества государственными служащими и иными категориями лиц»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2016 г. № 45 «Об утверждении Положения о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей»

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2016 г. № 101 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции»

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2008 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения физическими лицами деклараций о доходах и имуществе»

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № З-129/2001 «О соответствии Конституции положения пункта 3 части четвертой статьи 4 Уголовного Кодекса Республики Беларусь и основанной на нем практики применения понятия должностного лица по признаку совершения юридически значимых действий»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2009 г. № Р-384/2009 «О необходимости разрешения коллизии между нормами законодательных актов, предусматривающих дополнительное основание прекращения трудового договора по пункту 5 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 19 декабря 2011 г. № Р-655/2011 "О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 8 июля 2015 г. № Р-999/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 июня 2003 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве»

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст.424-428 УК)»

свернуть

Понятие, формы, виды коррупции и ее влияние на развитие общества

26.12.2022

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В научной, учебной, общественно-публицистической литературе, в некоторых нормативно-правовых и политических документах существуют различные определения коррупции.

Данное понятие нашло свое отражение в разных словарях и энциклопедиях. В частности, в «Словаре русского языка» коррупция определяется как «как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В «Политическом словаре»: коррупция – это «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей».

Учебное пособие по уголовному праву трактует, что «в широком смысле слова коррупция – социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».

Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

В настоящее время выделяются следующие виды коррупции:

административная коррупция – намеренное внесение работниками госучреждений и других организаций искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам;

бытовая коррупция – является разновидностью административной коррупции и порождается взаимодействием  рядовых граждан и чиновников. Это различные подарки, подношения и услуги от граждан должностному лицу и членам его семьи;

деловая коррупция – неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса;

корпоративная коррупция – межфирменные подкупы работников коммерческих структур;

партийная коррупция – отстаивание интересов бизнеса через теневое финансирование партийных боссов.

В мировой практике выделяется и такая разновидность коррупции как «пленение государства», которая включает в себя действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так  и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики, в результате чего обеспечиваются соответствующие преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу.

Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция.

В послевоенный период эту форму коррупции активно используют США для продвижения своего имперского влияния во многих странах мира. За долгие годы в Америке создан достаточно эффективный механизм продвижения и защиты своих жизненно важных интересов.

Следует подчеркнуть, что глобализация неотделима от империй. Нельзя понять природу глобализма, если не осознавать, что США – американская империя, это то, что лежит в основе современного этапа глобализации и является движущей силой данного процесса.

Продвижение своих имперских интересов Соединенные Штаты осуществляют под такими идеологическими ширмами как «защита и расширение демократии», «борьба с терроризмом», «проведение гуманитарных операций», «обеспечение жизненно важных интересов», «поддержка либеральных свобод», «помощь «цветным революциям» и т. д.

В конце прошлого столетия коррупционные механизмы американцы активно использовали в Сербии, Польше, Черногории, Грузии, Казахстане, Киргизии и в Украине.

Классическим примером в этом плане является то, что после прихода к власти в Грузии М. Саакашвили грузинским чиновникам фактически легально платили зарплату из фонда американского миллиардера Джорджа Сороса.

Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.

Так было и во времена перестройки, в ходе которой проходила не просто модернизация, а коренная ломка общественных, государственных и экономических устоев, сопровождающаяся разложением морально-нравственных ценностей общества, что составляло питательную среду для коррупции.

Помимо прямого негативного влияния на экономические процессы коррупция воздействует на социально-политический аспект.

Препятствие коррупции экономическому развитию выражается в следующем:

средства, аккумулируемые с помощью взяток, как правило, оседают в форме недвижимости, сокровищ, сбережений (в большинстве случаев – в иностранных банках);

предприниматели вынуждены тратить значительное количество времени на диалог с нарочито придирчивыми чиновниками, даже если удается избежать взяток;

поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздуваемые сметы, выбираются неэффективные подрядчики;

коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их соблюдать;

происходит отток с государственной службы квалифицированных кадров, морально не приемлющих системы взяток;

возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой – подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам;

коррупция деформирует структуру государственных расходов, так как коррумпированные политики и чиновники склонны направлять государственные ресурсы в сферы деятельности, где невозможен строгий контроль, выше возможность вымогать взятки и получать так называемый откат;

увеличиваются затраты для предпринимателей (в особенности для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями) вследствие того, что взятки превращаются в своего рода дополнительное налогообложение;

коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции (особенно зарубежные).

Негативное влияние коррупции на социально-политические процессы заключается в том, что:

усиливается социальная несправедливость в виде нечестной конкуренции фирм и неоправданного перераспределения доходов граждан, ведь дать более крупную взятку может как не самая доходная фирма, так и преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей, взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан;

коррупция в системе сбора налогов позволяет более состоятельным людям уклоняться от них и перекладывает налоговое бремя на плечи более бедных граждан;

коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним граждан и ставит под сомнение их легитимность;

коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться личными интересами ради общественных целей;

коррупция дискредитирует правосудие, поскольку правым оказывается тот, у кого больше денег, влиятельных знакомств и меньше нравственных самозапретов;

коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах и других важных общественно-политических мероприятиях в жизни страны;

коррупция в аппаратах, отвечающих за правоприменение (армия, полиция, суды и др.), позволяет организованной преступности расширять свою деятельность в частном секторе и даже создавать симбиоз организованной преступности в этих организациях;

коррумпированные режимы не пользуются поддержкой в обществе, а потому они политически неустойчивы и неперспективны.ч

свернуть

Меры по борьбе с коррупцией

19.12.2022

   Все мероприятия направленные на борьбу с коррупцией можно разделить на две категории:

  • Предупреждающие, заранее вводящие некоторые ограничения прав и возможностей работников государственного аппарата.
  • Пресекающие, сюда относится любое выявление, расследование и наказание уже совершенных преступлений.

  Первыми предупредительными мерами становится запрет для госслужащих на занятие коммерческой деятельностью. Для того чтобы устранить возможность решений в собственную пользу, и потому, что в коммерческом обороте слишком трудно разглядеть завуалированную взятку.

  Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.

   Не станем перечислять их все, но оценить строгость подхода позволяет следующая норма, приведенная в 36 статье Закона:

   При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.

  Параллельно с этим особому контролю подлежат действия с потенциально возможной коррупционной составляющей.

   Началом и необходимым условием для борьбы с коррупцией всегда становится сбор информации о возможных и уже происходящих правонарушениях. Обязанность сообщать такую информацию лежит не только на правоохранительных, но и на других государственных и негосударственных организациях.

Участники борьбы с коррупцией

Пресечение коррупционных правонарушений это уже профессиональная деятельность, ею занимаются специальные органы и службы:

  • Прокуратура;
  • Министерство внутренних дел;
  • Комитет государственной безопасности;
  • Специальные подразделения внутри перечисленных и других ведомств;
  • Прочие контролирующие государственные органы в рамках своих полномочий, начиная от Пограничного комитета и Налоговых органов, до Национального и коммерческих банков.

    Роль общественных организаций в этой борьбе заключается в информировании, пропаганде и создании нетерпимого отношения к коррупции в обществе.

свернуть

Что такое коррупция? Кто такие коррупционеры?

14.11.2022

     Слово « коррупция» давно стало привычным, но смысл этого преступления не так ясен как кража или разбой.

1 статья Закона «О борьбе с коррупцией» сообщает, что коррупцией должно считаться использование должностным лицом государства своего положения и полномочий для получения материальной или нематериальной выгоды сверх официального дохода.

Проще говоря:

  • законное по всем прочим признакам решение должностного лица, принятое за взятку – признается коррупцией;
  • незаконное решение должностного лица, принятое за взятку – также является коррупцией;
  • это же решение без вознаграждения за него коррупцией не является.

  Следовательно – не все действия госслужащих, нарушающие закон могут быть признаны коррупционными, но только те, что связаны с получением вознаграждения. Кроме факта незаконного получения какого-то блага, коррупцией будут считаться и действия связанные с обещанием этого.

    Законным вознаграждением за деятельность должностного лица государства может быть только его официальный доход.

      Из этого следует, что сгнивший по вине руководителя урожай государственного сельхозпредприятия не может считаться коррупцией, а проданный в обход закона – это коррупция.

    Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.

    Для определения коррупции необходимо выяснить, кто может быть участником коррупционных отношений. Это государственные должностные лица, служащие и лица к ним приравненные, попадающие под действие «Закона о государственной службе» А именно:

  • Сотрудники аппарата исполнительной власти;
  • Депутаты разного уровня;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники МВД, МЧС, КГК и других государственных военизированных организаций;
  • Судьи и прокурорские работники;
  • Должностные лица предприятий, в собственности которых доля государства составляет более 50%.

     Другой стороной коррупции является дача взяток, подкуп и прочие варианты вовлечения должностных лиц в коррупционные отношения. В этом случае виновным оказывается любое лицо, в том числе не состоящее на госслужбе.

   Также участниками коррупционных правонарушений могут быть должностные лица иностранных государств.

   Из этого следует, что нормы Закона «О борьбе с коррупцией» применимы к широкому спектру отношений с участием государства.

   Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии - поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.

    По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику.

 Во второй половине XX века коррупция становится международной проблемой. Подкуп транснациональными корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих других государств.

  Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

   Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

   Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

   В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

- разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

свернуть