"Развитие интеллектуальных способностей
детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики"
Сроки реализации: 2020-2022 гг.
Областной педагогический проект реализуется совместно с Парком высоких технологий
в рамках образовательной программы "Информатика без розетки"
Почему информатика без розетки? Эксперты считают, что многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера. И начинать знакомство с информатикой необходимо уже в дошкольном возрасте.
В чем особенности учебной программы «Информатика без розетки» для дошкольников?
Есть три основные особенности.
Во-первых, ранний возраст обучаемых. В 5–7 лет активно развивается мышление, которое лежит в основе успешного усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому так важно сформировать у детей умение мыслить логически еще до того, как они начнут свое обучение в школе.
Во-вторых, тесная связь курса с информатикой. Например, формируя в игровой форме у ребят умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, мы фактически подготавливаем их к умению пользоваться таким понятием в информатике, как циклические вычислительные процессы.
В-третьих, дидактический материал курса разработан таким образом, при котором основным видом деятельности детей является игра. Дети через игру УЧАТСЯ. Концентрация, умение ждать и терпеть, делать выбор, внутренняя мотивация, активное развитие когнитивных функций мозга, критическое мышление, работа с эмоциями - это все, что дети развивают через игру.
Общие сведения
Государственное учреждение образование «Ясли-сад «Солнышко» п. Дружный», Нестерович Наталья Игоревна, заведующий.
Руководитель педагогического проекта Сечко Елена Леонидовна, заместитель заведующего по основной деятельности;
Участники реализации педагогического проекта:
Сечко Елена Леонидовна, заместитель заведующего по основной деятельности;
Шабуня Елена Вячеславовна, воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории;
Хацкевич Анна Фёдоровна, воспитатель дошкольного образования;
Хуторная Ирина Николаевна, воспитатель дошкольного образования;
Заяц Марина Владимировна, воспитатель дошкольного образования;
Новик Наталья Викторовна, воспитатель дошкольного образования;
В 2021/2022 учебном году в проекте участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста, 24 воспитанников.
Консультант педагогического проекта: Калацей Ирина Викторовна, старший преподаватель, магистр педагогических наук
ГУО «Минский областной институт развития образования»
Цель проекта:
апробация и определение эффективности методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет.
Задачи проекта:
- Изучить образовательные ресурсы дидактических игр и пособий с целью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
- Интегрировать игровые пособия в образовательный процесс с учётом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей воспитанников.
- Развивать профессиональную компетентность педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.
- Обобщить и распространить опыт использования дидактических игр и пособий с целью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
- Представить результаты реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования и в средствах массовой информации.
В 2021/2022 учебном году учреждение дошкольного образования продолжило реализацию областного модульного педагогического проекта.
Творческой группой педагогов Минский области, было разработано календарно-тематическое планирование на год, в соответствии с учебной программой дошкольного образования. По каждой теме недели были разработаны дидактические игры и упражнения направленные на развитие алготитмического мышления.
Педагоги нашего учреждения дошкольного образования разработали игры и упражнения по следующим темам: «Волшебный мир искусства», «Театр открывает занавес», «Во что играют дети», «Как рубашка в поле выроста», «Моя дружная семья»
Образовательный процесс был построен с учетом особенностей протекания каждого психического познавательного процесса (ощущение, восприятие, внимание, мышление, воображение, речь и память) у детей 5-7 лет, применялись эффективные методы, приемы и формы работы с детьми для формирования у них алгоритмической грамотности.
Педагог-психолог учреждения дошкольного образования провела стартовую диагностику 11.10.2021-15.10.2021 и итоговую диагностику 04.04.2022-08.04.2022 с воспитанниками по исследованию уровня развития алгоритмической грамотности, логического мышления, творческих способностей. Диагностический инструментарий был предоставлен ПВТ.
Игровые комплексы для воспитанников старших групп проводятся воспитателями 2 раза в неделю продолжительностью – 25 - 30 минут, в нерегламентированной деятельности.
Каждую неделю тьюторы проекта обсуждают и проигрывают игры по теме, обсуждают предполагаемые результаты и трудности, которые могут возникнуть при выполнении. Планируется и проводится предварительная работа с детьми.
Наблюдается динамика развития воспитанников, посещающих занятия в рамках педагогического проекта. Дети стали использовать термины из проекта в специально организованной деятельности, малоактивные дети стали более уверенными и активными, не боятся высказывать свою точку зрения; воспитанники стали высказывать свое мнение, не боясь ошибиться, стали рассуждать, находить несколько вариантов ответов или правильный из предложенных, обосновывая их.
Оптимальная форма проведения занятий для детей – подгрупповая (до 12 детей).
Для повышение родительской компетенции родителей в вопросах развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики, воспитатели познакомили родителей с предстоящей работой по проектной деятельности на первых родительских собраниях.
В течение учебного года родители получают информацию в родительские вайбер-чатах о успехах детей, рекомендации о играх для развития алгоритмического мышления детей в домашних условиях, ссылки на видеоматериалы по изготовлению пособий для игр (как сделать настольный лабиринт). Распространены буклеты «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами алгоритмики».
Проведен мастер-класс с педагогами «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики».
По итогам реализации проекта было сделано следующее:
- проведена стартовая и итоговая диагностика - для воспитанников;
- педагоги участвовали в дистанционном обучении и получили сертификаты;
- организованы и проводятся игровые комплексы для воспитанников по развитию алгоритмического мышления;
- систематизированы и оформлены методические материалы для использования педагогами к подготовке и проведению игровых комплексов;
- систематизированы и оформлены материалы проекта, практические наработки с детьми, родителями, педагогами;
- распространён педагогический опыт по данной теме;
- трансляция материалов на сайте учреждения детского сада, в периодических изданиях.
Полученный результат:
- создали предметно-пространственной среду для развития логоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
- развили у дошкольников навыки сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков, наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации), сформированности свойств внимания, коммуникативные навыки (умение работать в команде).
- реализовали программу «Информатика без розетки» с ее модификацией по тематическому планированию на примере своих тем.
- разработали и апробировали дидактические игры и упражнения направленные на развитие алготитмического мышления.
Фотоотчёт реализации педагогического проекта
Ссылка на проектный продукт
https://drive.google.com/drive/folders/19J5s2mVZm5drO3b_fsFU62_pcsJuDizm?usp=sharing