Педагогический проект "Информатика без розетки"

Областной педагогический проект по образовательной программе "Информатика без розетки" 2020-2022 гг.

29.07.2022

"Развитие интеллектуальных способностей

детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики"

        Сроки реализации: 2020-2022 гг.

  Областной педагогический проект реализуется совместно с Парком высоких технологий

в рамках образовательной программы "Информатика без розетки"

Почему информатика без розетки?  Эксперты считают, что многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера. И начинать знакомство с информатикой необходимо уже в дошкольном возрасте.

В чем особенности учебной программы «Информатика без розетки» для дошкольников?

Есть три основные особенности.

Во-первых, ранний возраст обучаемых. В 5–7 лет активно развивается мышление, которое лежит в основе успешного усвоения знаний, умений и навыков. Поэтому так важно сформировать у детей умение мыслить логически еще до того, как они начнут свое обучение в школе.

Во-вторых, тесная связь курса с информатикой. Например, формируя в игровой форме у ребят умение обобщать и классифицировать предметы по общему признаку, находить «лишний» предмет, мы фактически подготавливаем их к умению пользоваться таким понятием в информатике, как циклические вычислительные процессы.

В-третьих, дидактический материал курса разработан таким образом, при котором основным видом деятельности детей является игра. Дети через игру УЧАТСЯ. Концентрация, умение ждать и терпеть, делать выбор, внутренняя мотивация, активное развитие когнитивных функций мозга, критическое мышление, работа с эмоциями - это все, что дети развивают через игру.

Общие сведения

Государственное учреждение образование «Ясли-сад «Солнышко» п. Дружный», Нестерович Наталья Игоревна, заведующий.

Руководитель педагогического проекта Сечко Елена Леонидовна, заместитель заведующего по основной деятельности;

Участники реализации педагогического проекта:

Сечко Елена Леонидовна, заместитель заведующего по основной деятельности;

Шабуня Елена Вячеславовна, воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории;

Хацкевич Анна Фёдоровна, воспитатель дошкольного образования;

Хуторная Ирина Николаевна, воспитатель дошкольного образования;

Заяц Марина Владимировна, воспитатель дошкольного образования;

Новик Наталья Викторовна, воспитатель дошкольного образования;

     В 2021/2022 учебном году в проекте участвовали 2 группы детей старшего дошкольного возраста, 24 воспитанников.

Консультант педагогического проекта: Калацей Ирина Викторовна, старший преподаватель, магистр педагогических наук

ГУО «Минский областной институт развития образования»

Цель проекта:

 апробация и определение эффективности методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет.

Задачи проекта:

  1. Изучить образовательные ресурсы дидактических игр и пособий с целью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
  2. Интегрировать игровые пособия в образовательный процесс с учётом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей воспитанников.
  3. Развивать профессиональную компетентность педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.
  4. Обобщить и распространить опыт использования дидактических игр и пособий с целью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
  5. Представить результаты реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования и в средствах массовой информации.

   В 2021/2022 учебном году учреждение дошкольного образования продолжило реализацию областного модульного педагогического проекта.

    Творческой группой педагогов Минский области, было разработано календарно-тематическое планирование на год, в соответствии с учебной программой дошкольного образования. По каждой теме недели были разработаны дидактические игры и упражнения направленные на развитие алготитмического мышления. 

       Педагоги нашего учреждения дошкольного образования разработали игры и упражнения по следующим темам: «Волшебный мир искусства», «Театр открывает занавес», «Во что играют дети», «Как рубашка в поле выроста», «Моя дружная семья» 

      Образовательный процесс был построен с учетом особенностей протекания каждого психического познавательного процесса (ощущение, восприятие, внимание, мышление, воображение, речь и память) у детей 5-7 лет, применялись эффективные методы, приемы и формы работы с детьми для формирования у них алгоритмической грамотности.

     Педагог-психолог учреждения дошкольного образования провела стартовую диагностику 11.10.2021-15.10.2021 и итоговую диагностику 04.04.2022-08.04.2022 с воспитанниками по исследованию уровня развития алгоритмической грамотности, логического мышления, творческих способностей. Диагностический инструментарий был предоставлен ПВТ.

      Игровые комплексы для воспитанников старших групп проводятся воспитателями 2 раза в неделю продолжительностью – 25 - 30 минут, в нерегламентированной деятельности. 

      Каждую неделю тьюторы проекта обсуждают и проигрывают игры по теме, обсуждают предполагаемые результаты и трудности, которые могут возникнуть при выполнении. Планируется и проводится предварительная работа с детьми.

     Наблюдается динамика развития воспитанников, посещающих занятия в рамках педагогического проекта. Дети стали использовать термины из проекта в специально организованной деятельности, малоактивные дети стали более уверенными и активными, не боятся высказывать свою точку зрения; воспитанники стали высказывать свое мнение, не боясь ошибиться, стали рассуждать, находить несколько вариантов ответов или правильный из предложенных, обосновывая их.

     Оптимальная форма проведения занятий для детей – подгрупповая (до 12 детей).

    Для повышение родительской компетенции родителей в вопросах развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики, воспитатели познакомили родителей с предстоящей работой по проектной деятельности на первых родительских собраниях.

     В течение учебного года родители получают информацию в родительские вайбер-чатах о успехах детей, рекомендации о играх для развития алгоритмического мышления детей в домашних условиях, ссылки на видеоматериалы по изготовлению пособий для игр (как сделать настольный лабиринт). Распространены буклеты «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами алгоритмики».

   Проведен мастер-класс с педагогами «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики».

По итогам реализации проекта было сделано следующее:

  • проведена стартовая и итоговая диагностика - для воспитанников;
  • педагоги участвовали в дистанционном обучении и получили сертификаты;
  • организованы и проводятся игровые комплексы для воспитанников по развитию алгоритмического мышления;
  • систематизированы и оформлены методические материалы для использования педагогами к подготовке и проведению игровых комплексов;
  • систематизированы и оформлены материалы проекта, практические наработки с детьми, родителями, педагогами;
  • распространён педагогический опыт по данной теме;
  • трансляция материалов на сайте учреждения детского сада, в периодических изданиях.

Полученный результат:

  • создали предметно-пространственной среду для развития логоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  • развили у дошкольников навыки сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков, наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации), сформированности свойств внимания, коммуникативные навыки (умение работать в команде).
  • реализовали программу «Информатика без розетки» с ее модификацией по тематическому планированию на примере своих тем.
  • разработали и апробировали дидактические игры и упражнения направленные на развитие алготитмического мышления.

 

 Фотоотчёт реализации педагогического проекта

Ссылка на проектный продукт

 https://drive.google.com/drive/folders/19J5s2mVZm5drO3b_fsFU62_pcsJuDizm?usp=sharing

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Зачем информатика нужна дошкольнику?

08.12.2021

   Подготавливая ребенка к школе, родители обычно учат его читать, писать и считать. Более прогрессивные прививают детям азы иностранных языков. Что же касается основ информатики, то ею, к сожалению, с дошкольниками занимаются гораздо реже. Происходит это по разным причинам.

    Одни родители имеют смутное понятие об информатике как о науке. Многим кажется, что изучать информатику без компьютера – это как учиться ездить на велосипеде без велосипеда.

    Другие считают, что эта наука не предназначена для дошкольников. А это в корне неверно, так как при грамотном подходе к этому вопросу ребенок усваивает необходимую информацию комплексно, изучая основы счета, развивая пространственное мышление, логику и многие другие навыки.

    Психолого-педагогические исследования доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Они служат основой для формирования алгоритмической грамотности, которая дает возможность включать аппарат логики в структурную и содержательную организацию информации. Таким образом изучение основ алгоритмизации способствует возникновению у дошкольников механизмов обработки информации и решает задачу их подготовки к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.

    На сегодняшний день роль информатики как науки очень сильно возросла, поэтому современные родители должны понимать, что при подготовке ребенка к школе они должны уделять этому предмету больше значения, чем это было в годы их собственной учебы.

свернуть

Почему информатика и… без розетки? Что это означает?

19.10.2021

     Многие родители под информатикой понимают использование вычислительной техники и современных компьютерных программ. Поэтому, к большому сожалению, в отличие от начала 90-х годов, действующая в Беларуси школьная программа по информатике в большей степени фокусируется на подготовке «грамотных пользователей» программных продуктов, таких как Word, Powerpoint, Excel, Flash и других. Мы учим наших детей пользоваться программными продуктами, но не объясняем принцип их работы, учим нажимать кнопочки, но не рассказываем, почему именно так происходит после их нажатия. 

     Вместе с тем информатика – это наука, изучающая методы представления, хранения, передачи, обработки и использования информации с применением компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. Изучение основ информатики в дальнейшем позволяет реализовать переход от простого «пользователя ПК» к «создателю и соавтору информационного пространства».

     Информатика существовала бы, даже если компьютеры никогда не были изобретены.

     Тим Белл, профессор университета Кентербери (Новая Зеландия): "Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера, так как иногда компьютер отвлекает от сообщения"

     Например, с помощью набора простых карточек с точками можно легко объяснить, как компьютеры используют двоичную систему для представления и обработки информации, как информация передается по электронной почте.

свернуть

Вот и пролетел первый год нашего знакомство с котиком Алесиком, главным героем областного педагогического проекта "Информатика без розетки".

ОТЧЕТ о промежуточных результатах реализации педагогического проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики»
развернуть

Мир стремительно меняется, и информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

На современного ребёнка обрушивается лавина информации, в которой он не должен «утонуть», а наоборот, должен извлечь из неё пользу, научиться с ней работать, структурировать, анализировать.

Будущее наших детей - это информационное общество, которое требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.

Поэтому важно как можно раньше начинать развивать у детей логическое мышление и знакомить их с основами алгоритмизации.

«Алгоритмическое мышление – это искусство рассуждать об алгоритмических процессах окружающей действительности, способность планировать свои действия, умение предвидеть различные сценарии и поступать соответственно им» (С. Е. Царева).

Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Вот некоторые умения, которые требуется во многих сферах:

  • умение ставить перед собой цели;
  • деление общей задачи на подзадачи;
  • умение планировать этапы и время своей деятельности;
  • оценивать эффективность деятельности;
  • искать информацию;
  • перерабатывать и усваивать информацию;
  • понимать последовательные, параллельные действия;

Именно алгоритмы помогают ребёнку объяснить сложные явления в доступной форме, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать информацию – преобразовать её из абстрактных символов в образы); развивают такие психические процессы как память, внимание, образное мышление.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремлённость и сосредоточенность;
  • объективность и точность;
  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
  • умение чётко и лаконично выражать свои мысли;
  • правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения;
  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк любознательности».

Именно в игре, которая является ведущим видом деятельности дошкольника, можно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.

Одна из сложнейших задач педагога сделать процесс развития логического и алгоритмического мышления интересным и увлекательным занятием для детей.

Цель проекта:

 апробация и определение эффективности методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет.

Задачи проекта:

  1. Изучить образовательные ресурсы дидактических игр и пособий с целью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
  2. Интегрировать игровые пособия в образовательный процесс с учётом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей воспитанников.
  3. Развивать профессиональную компетентность педагогических работников в области формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста.
  4. Обобщить и распространить опыт использования дидактических игр и пособий с целью развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
  5. Представить результаты реализации педагогического проекта на официальном сайте учреждения образования и в средствах массовой информации.

 

В 2020/2021учебном году учреждение дошкольного образования начало реализацию областного модульного педагогического проекта.

Для участия в проекте, педагоги прошли дистанционное обучение по программе ПВТ:

  • «Информатика без розетки: для начинающих», в дистанционной форме с 1.09. 2020 по 15.09.2020г.;
  • «Информатика без розетки: тьютор проекта», в дистанционной форме с 20.11. 2020 по 27.12.2020г.;

Воспитатели узнали, как правильно строить образовательный процесс с учетом особенностей протекания каждого психического познавательного процесса (ощущение, восприятие, внимание, мышление, воображение, речь и память) у детей 5-7 лет и применять эффективные методы, приемы и формы работы с детьми для формирования у них алгоритмической грамотности.

Познакомились с базовыми понятиями информатики, приобрели знания, позволяющие приступить к проведению в дошкольном учреждении занятий по второй части курса (второе полугодие) «Информатика без розетки» для дошкольных учреждений образования по учебным темам: «Знакомство с алгоритмами», «Знакомство с лабиринтами», «Информация», «Действия с информацией», «Компьютер - мой помощник». По окончанию курсов все педагоги, участники проекта, получили сертификаты ПВТ.

Для работы с воспитанниками Парк высоких технологий предоставил

календарное планирование занятий на первое и второе полугодия, конспекты игровых комплексов, дидактические карточки, которые воспитатели использовали в работе с детьми.

  Педагог-психолог учреждения дошкольного образования провела стартовую диагностику 19.10.2020-26.10.2020 и итоговую диагностику 25.03.2021-31.03.21 с воспитанниками по исследованию уровня развития алгоритмической грамотности, логического мышления, творческих способностей. Диагностический инструментарий был предоставлен ПВТ.

Игровые комплексы для воспитанников старших групп проводятся воспитателями 2 раза в неделю продолжительностью – 25 - 30 минут, в нерегламентированной деятельности. 

После проведения каждого занятия воспитатели осуществляют «обратную связь» с ПВТ, предоставляют информацию по специальной форме о том, как дети выполнили задание, какие трудности были при выполнении, какая игра была интересна, и какая вызывала трудности у педагогов и (или) у воспитанников.

У каждого тьютера свой методический материал - конспекты занятий, сборники дидактических игр по каждой теме, общие сведения и рекомендации для проведения занятий. Создана картотека наглядно-дидактического материала. В картотеке есть демонстрационные карточки, карточки для индивидуальной работы по количеству воспитанников.

Каждую пятницу тьюторы обсуждают план проведения игровых занятий на будущую неделю, проигрывают игры из тематического сборника по данной теме, обсуждают предполагаемые результаты и трудности, которые могут возникнуть при выполнении задания. Воспитатели готовят дополнительные задания для детей с высоким уровнем способностей и проводят дробление задания на части для усвоение сложного материала детьми. Планируется и проводится предварительная работа с детьми.

Наблюдается динамика развития воспитанников, посещающих занятия по программе «Информатика без розетки» (Приложение1). Дети стали использовать термины из проекта в специально организованной деятельности, малоактивные дети стали более уверенными и активными, не боятся высказывать свою точку зрения; воспитанники стали высказывать свое мнение, не боясь ошибиться, стали рассуждать, находить несколько вариантов ответов или правильный из предложенных, обосновывая их.

Оптимальная форма проведения занятий для детей – подгрупповая (до 12 детей).

Для повышение родительской компетенции родителей в вопросах развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики, воспитатели познакомили родителей с предстоящей работой по проектной деятельности на первых родительских собраниях.

В течение учебного года родители получают информацию в родительские вайбер-чатах о успехах детей, рекомендации о играх для развития алгоритмического мышления детей в домашних условиях, ссылки на видеоматериалы по изготовлению пособий для игр (как сделать настольный лабиринт).

В апреле 2021 для родителей была проведено анкетирование «Развитие логического и алгоритмического мышления у воспитанников старшего дошкольного возраста». По мнению родителей, развитием мыслительных операций у дошкольников, должны заниматься и педагогические работники учреждения дошкольного образования, и родители. Все опрошенные родители согласны с тем, что развивать логическое и агоритмическое мышление у детей возможно в игровой деятельности. 95% родителей играют с ребёнком в игры по развитию логического алгоритмического мышления, 5% родителей – не всегда.

Для развития логического мышления у детей, родители покупают разнообразные игры:

  • шашки, шахматы;
  • домино, лото;
  • пазлы, мозаика;
  • лабиринты;
  • мемо, уно;
  • головоломки;
  • кубик Рубика;
  • квадрат Никитина;
  • морской бой;
  • игры-бродилки;
  • четыре в ряд;
  • набор «Учимся и играем»;
  • электровикторина;
  • монополия и др.

В декабре 2020 года педагоги участвовали в открытом конкурсе Парка высоких технологий «Информатика без розетки-2020», приняли участие во всех 4-х номинациях: «Тьютор-профессия будущего», «Творческая мастерская», «Папа, мама, я – ITсемья», «Фотомгновение».

Для профилактика профессионального выгорания, в апреле 2021 года педагог-психолог для тьютеров провела игровой практикум «Ассоциация» (автор О. К. Баронова), проведение рефлексивной самодиагностики мотивов «Почему я в этой профессии?»;

На этапе реализации проекта было сделано следующее:

  • проведена стартовая диагностика - 19.10.2020-26.10.2020 и итоговая диагностика - 25.03.2021-31.03.2021 для воспитанников;
  • педагоги участвовали в дистанционном обучении и получили сертификаты;
  • организованы и проводятся игровые комплексы для воспитанников по развитию алгоритмического мышления;
  • систематизированы и оформлены методические материалы для использования педагогами к подготовке и проведению игровых комплексов;

На заключительном этапе реализации проекта планируется:

-проведение мониторинга эффективности проведения игровых комплексов для воспитанников по развитию алгоритмического мышления;

-систематизация и оформление материалов проекта, практических наработок с детьми, родителями, педагогами;

-распространение педагогического опыта по данной теме;

-трансляция материалов на сайте учреждения детского сада, в периодических изданиях;

Полученный результат на данном этапе:

  • создали предметно-пространственной среду для развития логоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
  • развили у дошкольников навыки сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков, наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации), сформированности свойств внимания, коммуникативные навыки (умение работать в команде).

 

 

свернуть

Мы получили сертификаты!

Педагоги, участники проекта закончили курс обучения и получили сертификаты.

На курсе «Информатика без розетки: тьютор проекта» мы приобрели знания, позволяющие приступить к проведению в дошкольном учреждении занятий по второй части курса «Информатика без розетки» для дошкольных учреждений образования по учебным темам: «Знакомство с алгоритмами», «Знакомство с лабиринтами», «Информация», «Действия с информацией», «Компьютер - мой помощник».

свернуть

Открытый конкурс «Информатика без розетки»

Конкурс проводился ПВТ (Парк Высоких Технологий) с целью обобщения и популяризации лучших практик организации образовательного процесса по обучению старших дошкольников основам информатики без использования компьютера. В конкурсе принимали участие дошкольные учреждения Минской области, в том числе, которые работают первый год по проекту: 1. ГУО «Ясли-сад №33 г. Молодечно» 2. ГУО «Лошницкий ясли-сад Борисовского района» 3. ГУО «Детский сад № 8 г. Столбцы» 4. ГУО «Ясли-сад «Солнышко» п. Дружный» 5. ГУО «Ясли-сад № 5 г.Фаниполя» 6. ГУДО «Узденский ясли-сад № 3» 7. ГУО «Ясли-сад №4 г. Слуцка» 8. ГУО «Ясли-сад №5 г. Несвижа» 9. ГУО «ДЦРР «Сказка» г.Любани» 10. ГУО «Санаторный ясли - сад № 10 г. Вилейки»
развернуть

В декабре 2020 года педагоги Шабуня Елена Вячеславовна, Короткова Яна Эдуардовна, Хацкевич Анна Фёдоровна, Заяц Марина Владимировна, Хуторная Ирина Николаевна, Новик Наталья Викторовна, Лепешко Юлия Александровна приняли участие в открытом конкурсе Парка высоких технологий «Информатика без розетки-2020»,  во всех 4-х номинациях: «Тьютор-профессия будущего», «Творческая мастерская», «Папа, мама, я – ITсемья», «Фотомгновение».

Наш педагогический коллектив получил поощрительный приз в номинации «Творческая мастерская» и памятные призы для всех участников проекта.

свернуть

Реализация педагогического областного проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики»

Информатика через игру!
развернуть

В 2019-2020 году Парк высоких технологий  запустил и осуществлял деятельность пилотного проекта «Информатика без розетки».  Целью, которого  является развитие алгоритмического мышления и логики, формирование готовности к обучению на первой ступени общего среднего образования, воспитание интереса к изучению информатики у детей старшего дошкольного возраста. 

Сфера ІТ-технологий — одна из самых передовых и важных в Беларуси. Новизна проекта обеспечивается тем, что в Беларуси в учреждениях дошкольного образования в настоящее время отсутствуют подобные общеобразовательные программы, поэтому он получил одобрение в Национальном институте образования.

В 2020г. ГУО «Ясли-сад «Солнышко» п. Дружный» начал участвовать в реализации областного модульного педагогического проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики» Сроки реализации педпроекта: 2020-2022 гг.

Отличительная особенность проекта заключается в том, что подготовка детей к изучению информатики проводится без использования компьютера: в блокнотах, на напольном полотне, с использованием карточек. Все представления и навыки формируются у ребят в форме игры, в этом им помогает игрушка — кот Алесик.

На первоначальном этапе, в сентябре, педагоги прошли дистанционное обучение по программе ПВТ «Информатика без розетки: для начинающих», в дистанционной форме, по окончанию курса получили сертификаты ПВТ. Воспитатели узнали, как правильно строить образовательный процесс с учетом особенностей протекания каждого психического познавательного процесса (ощущение, восприятие, внимание, мышление, воображение, речь и память) у детей 5-7 лет и применять эффективные методы, приемы и формы работы с детьми для формирования у них алгоритмической грамотности.

С 28 сентября стартовали занятия (игровые комплексы), которые проводятся 2 раза в неделю продолжительностью – 25- 30 минут каждое, в нерегламентированной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.  Всего было проведено 25 занятий за первое полугодие (28 сентября-25 декабря). После проведения каждого занятия воспитатели осуществляют «обратную связь» с ПВТ, предоставляют информацию по специальной форме о том, как дети выполнили задание, какие трудности были при выполнении, какая игра была интересна, и какая вызывала трудности у педагогов и (или) у воспитанников.

 

свернуть