Инклюзивная культура и образование

Памятка "Правила игры с ребенком с расстройством аутистического спектра"

Давайте поговорим...

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все». 

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», - говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

Как родители могут сами помочь ребенку справиться с аутизмом? Можете дать какие-нибудь рекомендации для них?

Самая главная, с нашей точки зрения, рекомендация – изначально понять возможности ребенка, не делать лишнего и не ставить слишком высокие задачи. Самый большой конфликт возникает именно тогда, когда родители сталкиваются с противоречием между реальными способностями ребенка и собственными амбициями в отношении него. И все отрицательное, что потом может происходить – протесты, непослушание, переживание разочарования и отчаяния, - все это происходит как раз из этого конфликта.

Главный принцип для родителей заключается в обретении чувства уверенности как воспитателя и избавление от излишнего чувства вины. Надо знать, что ребенок-аутист очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, растерянность. Что касается психического развития, то следует быть готовым к тому, что для достижения успехов, даже небольших, потребуется много времени. Не бывает такого, чтобы ребенок заснул одним, а проснулся другим человеком.

Еще одна часто встречающаяся ошибка – это мнение, что самое главное для ребенка – научиться разговаривать. Это не так. Если речь не появляется самостоятельно – значит, тому есть объективные причины. Как только сформируются предпосылки к произнесению слов, ребенок начнет самостоятельно говорить без нашей помощи. Поэтому не стоит искусственно пытаться ускорить развитие такого ребенка.

свернуть

Полезная информация

Родителям "особых" детей

  Представляем Вашему вниманию образовательный проект для родителей, разработанный ЮНЕСКО совместно с ведущими республиканскими специалистами в области здоровья, обучения и воспитания детей раннего возраста.

   В данном разделе вы найдете брошюры с практическими советами,  доступными каждому родителю, методиками работы с детьми с особенностями психофизического развития.

                                    

свернуть

21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна

    С 21 марта 2006 года по инициативе правлений Европейской и Всемирной ассоциаций «Даун-синдром» в мире ежегодно проводится Международный день человека с синдромом Дауна. Эта дата, 21-е число третьего месяца, выбрана не случайно. Она символически объясняет, в чем их особенность. У таких людей вместо двух — три хромосомы под номером 21.

   Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия, которая возникает с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома.

   Каждый год примерно от трех до пяти тысяч детей в мире рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных. В Беларуси каждый 700-й ребенок рождается с синдромом Дауна.

     С 21 марта 2006 года по инициативе правлений Европейской и Всемирной ассоциаций «Даун-синдром» в мире ежегодно проводится Международный день человека с синдромом Дауна. Эта дата, 21-е число третьего месяца, выбрана не случайно. Она символически объясняет, в чем их особенность. У таких людей вместо двух — три хромосомы под номером 21.

    Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия, которая возникает с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома.

    Каждый год примерно от трех до пяти тысяч детей в мире рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных. В Беларуси каждый 700-й ребенок рождается с синдромом Дауна.

   Всем желающим в этот день предлагается надеть разноцветные носки и почувствовать себя не таким, как все, понять, что значит жить под пристальными и часто недобрыми взглядами окружающих. Расскажите друзьям и близким о важности Всемирного дня людей с синдромом Дауна и попросите их последовать вашему примеру!

    Каждый из нас может проявить толерантность и дать почувствовать людям с синдромом Дауна (да и не только им), что мы – равны, мы вместе.

 Пусть день 21 марта будет началом нашего милосердного отношения к людям,

немного непохожим на нас.

свернуть

Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра

С каждым годом увеличивается количество детей с аутизмом. При этом аутизм не знает ни национальных, ни расовых границ.

В настоящее время в Республике Беларусь набирает обороты система помощи детям с ранним детским аутизмом. Необходимость в интенсивности организации такой помощи очевидна и не вызывает сомнений, т. к. обусловлена высокой частотой выявления таких детей.

По оценкам экспертов различным формам аутизма подвержено до 1% населения. По данным Центра по контролю заболеваемости (США) распространенность РАС составляет 1 случай на 160 новорожденных. То есть частота встречаемости РАС выше, чем изолированная глухота и слепота вместе взятые, чем синдром Дауна, детские онкозаболевания. Следует отметить, что частота аутизма не зависит от географического, расового, национального факторов, от интеллектуального и социального статуса родителей и многих других моментов. Расстройства аутистического спектра  - быстро распространяющиеся заболевание во всех странах мира в последнее десятилетие. Все это подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого расстройства.

Статистики о том, сколько в Беларуси детей с аутизмом, нет. Но если верить мировой статистике, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок – значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей. 

О признании проблемы аутизма общемировой свидетельствует объявление Организации Объединенных Наций 2 апреля - Всемирным днем распространения информации об аутизме, начиная с 2008 года.

В большинстве стран Западной Европы и Северной Америки развитие системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра было связано с отстаиванием родителей прав своих детей. Действующее в Республике Беларусь, законодательство, активность педагогов, психологов, медиков, родителей детей с аутизмом позволяют осуществлять организацию более эффективной работы по образованию, адаптации и вовлечению таких детей в жизнь общества. Наиболее активную часть родителей, детей с аутизмом, объединяет Международная благотворительная общественная организация «Дети. Аутизм. Родители» во главе с ее директором Татьяной Яковлевой, которые при поддержке ЮНИСЕФ, в мае 2013 года планировали запустить пилотный проект помощи детям с аутизмом, с непосредственным участием представителей Министерства здравоохранения, образования, труда и социальной защиты. Другими словами, родители и мотивированные специалисты испытывают дефицит кадрового ресурса по обучению современным методам и оказанию помощи аутичным детям.

Приоритетом развития детей с аутистическими нарушениями является подготовка к максимально возможной самостоятельной его жизни в обществе. Но, зачастую, родители, стремясь дать своему ребенку формальное образование, ошибочно ставят на первое место уровень овладения им определенным объемом знаний. Специалисты разъясняют родителям приоритеты социализации детей с аутизмом, важность формирования у них общепринятых форм поведения, способности и готовности использовать полученные знания и умения в жизни, когда ребенок не только располагает знаниями, но и может ими пользоваться, обладает способностью и готовностью применять их в условиях возможной независимой самостоятельной жизни.

Интегрированная группа в нашем учреждении образования — это группа, в которой вместе занимаются дети здоровые и дети с особыми потребностями. 

Зачисление обучающихся в группу интегрированного обучения и воспитания осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:

-заключения Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с указанием образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования и периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся);

-заявления законного представителя обучающегося.

В нашей группе имеет место быть воспитатель индивидуального сопровождения. Кто же это?

Воспитатель индивидуального сопровождения является для ребенка с аутизмом и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Вопрос о необходимости предоставления ребенку с аутизмом индивидуального сопровождения решает психолого-медико-педагогическая комиссия ЦКРОиР.

Правовую информацию вы можете просмотреть здесь: http://asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801

свернуть

«Если в семье необычный ребенок»

   Аутизм – очень сложное и разноплановое нарушение развития. Потому ограничимся общими рекомендациями. В каждом конкретном случае должны помогать специалисты (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели). Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех. Мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть.

   Для этого ребенок с аутизмом должен представлять себе будущую жизнь «практически», то есть распланированной. Нужно научить его общаться с другими людьми, обслуживать себя и проводить свободное время. Родители должны создать ребенку эмоциональный психологический комфорт, чувство уверенности и защищенности, а затем, постепенно, осторожно обучать новым навыкам и формам поведения.

   Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, поэтому нужно научиться наблюдать за ним, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.

   Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Подключать ребенка к общим занятиям».

   Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить.

   Только в крепкой связке «родители – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем аутичного ребенка. Все действия должны быть настолько слажены, чтоб ребенок чувствовал комфорт от узнаваемости, имел перед собой образ конечного результата каждого действия, учился взаимодействовать.

   Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.

   Семьи, воспитывающие детей с аутизмом, часто нуждаются в помощи, чтобы научиться жить с этой проблемой, верить в своего ребенка и помогать ему в развитии. А ребенку нужны специалисты – педагоги и психологи, чтобы составить и реализовывать индивидуальную развивающую программу.

   Чтобы рассказать миру правду об аутизме, многие родители опубликовали личные истории о воспитании детей с аутизмом. Конечно, опыт одного человека вряд ли повторится в другой семье, но если все, кого это касается, поделятся опытом – каждый получит информацию, понимание и поддержку.

свернуть

«10 лучших фильмов про людей с аутизмом»

Герои этой подборки обладают уникальными талантами и способностями, однако речь пойдет вовсе не о супергероях. 2 апреля — всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, и мы собрали 10 важных фильмов о таких людях.
развернуть

     1. "Человек дождя"

     Драма Барри Левинсона «Человек дождя», наверное, является самым известным фильмом об аутистах. В свое время история о Рэймонде (Дастин Хоффман), саванте с выдающимися математическими способностями, и его циничном брате Чарли Бэббите (Том Круз) собрала сразу четыре «Оскара», «Золотой глобус» и «Золотого медведя» Берлинале. И это притом, что в процессе съемок Круз и Хоффман сильно сомневались в успехе фильма, а Хоффман и вовсе пытался покинуть проект — ему казалось, что играет он просто ужасно. В итоге «Человек дождя» стал, пожалуй, первым фильмом, который смог привлечь внимание широкой общественности к такому феномену, как аутизм. Прототипом Рэймонда стал савант Ким Пик, обладавший феноменальной памятью. Он запоминал до 98% прочитанной информации, кроме того, он выработал определенную технику чтения, позволявшую ему прочитывать стандартный книжный разворот за 8 секунд. К концу жизни Ким помнил около 12 000 ранее прочитанных книг.

     2. "Меня зовут Кхан"

     Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает в Сан-Франциско в семью своего брата. С детства Ривзан отличался от сверстников, но при этом обладал определенными талантами, например умел гениально чинить различные механизмы. В Америке ему диагностируют синдром Аспергера. Несмотря на ограничения, которые накладывает этот диагноз, Ризван начинает работать в компании своего брата

     3. "Я — Сэм"

     Сэм Доусон (Шон Пенн), мужчина с задержкой психического развития, работающий в кофейне «Старбакс», остается один на один с новорожденной дочерью, так как ее мать сбегает. Сэм называет дочку Люси Даймонд в честь песни «Битлз» Lucy in the Sky with Diamonds («Люси в небесах с алмазами»). До шести лет Люси растет счастливым ребенком, отец проводит с ней все время и очень трогательно заботится о ней, но в ее седьмой день рождения социальные работники забирают девочку в приют. Через телефонные справочники Сэм находит юридическую компанию, и адвокат Рита Уильямс (Мишель Пфайффер), пораженная трогательной любовью Сэма к дочери, соглашается стать его адвокатом pro bono (на добровольных началах). В съемках фильма «Я — Сэм» приняли участие три человека с ограниченными возможностями, которые играли самих себя: Эндри Стэнли, Джо Розенберг и Брайан Бьялик.

     4. "Тэмпл Грандин"

     Биографическая драма 2010 года рассказывает о жизни женщины-ученого Тэмпл Грандин, считающейся самым известным в мире человеком с диагнозом аутизм. Тэмпл Грандин не говорила до трехлетнего возраста, а также испытывала множественные расстройства поведения. Грандин родилась в 1947 году, когда ученые только начинали говорить о диагнозе аутизм, а обычная публика и слова-то такого не знала. Но благодаря любви и заботе родителей девочка смогла не только развить необходимые социальные навыки, но и добиться того, что недостижимо для многих обычных людей. Так, Тэмпл Грандин стала профессором Университета Колорадо, экспертом в области поведения животных и проектирования скотобоен. Кроме того, Грандин пишет научные статьи на тему аутизма и выступает с лекциями. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе».

     5. "Снежный пирог"

     Алекс Хьюз (Алан Рикман), вышедший недавно из тюрьмы за убийство человека, сбившего его сына, соглашается подвезти до дома молодую девушку Вивьен. По нелепой случайности Вивьен погибает в дороге. Хьюз заезжает к матери Вивьен Линде (Сигурни Уивер), чтобы выразить ей свои соболезнования. Но Линду, женщину с высокофункциональным аутизмом, смерть дочери совершенно не расстраивает. Она просит Алекса остаться до вторника, так как в этот день приезжает мусоровоз, а Линда не может прикасаться к мусорным мешкам. Раньше мусорные мешки для нее всегда выносила Вивьен. Алекс, пораженный поведением Линды, остается и организовывает похороны Вивьен. На поминках Линда смеется и танцует. Постепенно Алекс и Линда сближаются и начинают дружить, эта встреча меняет их обоих. 

     6. "Меркурий в опасности"

     Девятилетний мальчик Саймон (Мико Хьюз), страдающий аутизмом, случайно вскрыл секретный правительственный код «Меркурий». Не поддающийся дешифровке код для Саймона является легкой головоломкой, и он совершенно не осознает, что натворил. Руководители АНБ США в ярости, они приказывают убить Саймона, рассматривая его как угрозу национальной безопасности страны. Но волей случая Саймон остается в живых, тогда как его родители погибают. Расследование их убийства поручают агенту ФБР Арту Джеффрису (Брюс Уиллис), который быстро понимает, что к чему, и берется защищать ребенка от длинных рук спецслужб. Во время подготовки к роли Мико Хьюз посещал специальную школу для детей, страдающих аутизмом, а также общался с психиатром, который объяснял ему особенности поведения таких детей.

     7. «Без ума от любви»

     Мелодрама «Без ума от любви» рассказывает историю взаимоотношений двух людей, страдающих синдромом Аспергера. Дональд Мортон (Джош Хартнетт) ведет небольшую группу взаимопомощи для людей, страдающих более тяжелой формой аутизма, чем он сам. Изабелль (Рада Митчелл) попадает в эту группу по рекомендации своего терапевта. Молодые люди начинают испытывать чувства друг к другу и в итоге даже пытаются жить вместе, хотя испытывают серьезные трудности в общении друг с другом. Сценарий фильма является выдуманным, но образы главных героев во многом списаны с реально существующих людей: Джерри и Мэри Ньюпортов, женатой пары савантов. Джерри Ньюпорт, выпускник Мичиганского университета, является талантливым математиком, который умеет проводить сложнейшие вычисления в голове без использования калькулятора. Он также пишет книги о синдроме Аспергера. Его жена Мэри — художник и бывшая учительница музыки.

     8."Мальчик, который умел летать"

     Эрик Гибб, подросток с невербальным аутизмом, большую часть времени проводит на крышах или подоконниках, мечтая научиться летать. Эрик живет со своим спившимся дядей Хьюго, так как его родители погибли в авиакатастрофе. Именно после их трагической гибели Эрик, одержимый желанием их спасти, стал грезить о полетах. Однажды он знакомится с 14-летней Милли, которая вместе с матерью переехала в его город. Подростки начинают общаться, Эрик отвечает своей новой подруге при помощи мимики. Однажды он неожиданно спасает Милли от смертельного падения, после чего ей начинает казаться, что Эрик и в самом деле умеет летать. Фильм Ника Касла, вышедший еще в 1986 году, примечателен тем, что в нем можно увидеть, как люди с невербальным аутизмом общались с другими людьми еще до широкого распространения компьютерных технологий, призванных обучить их навыкам коммуникации.

     9. "Безмолвная схватка"

     Тим Варден, девятилетний аутист, становится свидетелем убийства своих родителей. Шериф полиции, считающий, что убийцей мог быть сам Тим, просит врача Майкла Риверза помочь ему в работе с мальчиком. Риверз, ушедший на покой, сомневается, но соглашается, узнав, что другой психолог предложил накачать Тима лекарствами, чтобы узнать правду. Риверз видит, что Тим любит разрезать игральные карты, он предполагает, что это его способ общаться с другими людьми. Сестра мальчика Сильвия (Лив Тайлер, для которой «Безмолвная схватка» стала дебютным фильмом), во время убийства спрятавшаяся в шкафу, сообщает Риверзу, что Тим очень хорошо умеет подражать чужим голосам. Эти особенности Тима становятся зацепками, которые доктор использует, чтобы распутать клубок преступления.

     10. "Антон тут рядом"

     Документальный фильм «Антон тут рядом» стал режиссерским дебютом киноведа Любови Аркус и сразу же попал в программу 69-го Венецианского кинофестиваля, впоследствии получив премию итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь». Картина рассказывает о молодом аутисте Антоне Харитонове, мать которого умирает от рака, после чего ему приходится жить в приютах. Действие фильма охватывает четыре года, за это время Антон скитается из одного приюта в другой и постоянно встречает отторжение со стороны окружающих, в том числе и в единственной в России деревне для аутистов. По словам Аркус, она снимала фильм о каждом человеке, поскольку в каждом из нас живет Другой.

 

свернуть

Аутизм – вчера, сегодня, завтра

Ежегодно 2 апреля весь мир отмечает День распространения информации об аутизме.

   Никто не знает, почему, но с каждым годом детей с аутизмом появляется всё больше и больше. Что надо знать об аутизме?

- Аутизм не является признаком плохих умственных способностей.

- Аутист мыслит конкретными образами и всё понимает буквально.

- Аутизм связан с нарушениями чувственного восприятия.

- Аутизм невозможно просто «перерасти».

- Срывы, вспышки гнева или отстранённость со стороны аутиста не связаны с его желанием навредить окружающим, упрямством это сигнал – что-то не так.

- Люди с аутизмом хотят общаться, им нужно внимание других.

   Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Аутизмом страдают преимущественно дети независимо от пола, расовой принадлежности или социально-экономического положения. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

   Симптомы аутизма

   Обратитесь к врачу, если вы стали замечать у своего ребенка следующие особенности:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • не может объяснить, чего он хочет;
  • испытывает задержку темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • не улыбается другим;
  • не лепечет и не гулит в возрасте 12 месяцев;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений в возрасте 12 месяцев;
  • не говорит отдельные слова в 16 месяцев;
  • не произносит фразы из двух слов в 24 месяца;
  • наблюдается утрата речевых или социальных навыков в любом возрасте.

   Часто у родителей таких детей создается ощущение, что ребенок живет в своем собственном отдельном мире.

   Им нужна наша помощь, понимание и терпимость. И если вы увидите ребёнка, орущего и катающегося по полу в супермаркете, подумайте, что он на самом деле вовсе не избалован родителями, а оглушён и напуган навалившимися на него ощущениями. Или, может быть, это единственный доступный ему способ выразить свой протест, достучаться до нас из его реальности. А его маме, в этот момент пытающейся помочь своему ребёнку, совсем не нужны замечания или неуместное внимание окружающих. Всё, что ей нужно - это просто понимание, а иногда - элементарная физическая помощь: вовремя поддержанная дверь или поданная сумка. 

 

Дети с нарушениями психики, будь то аутизм или какой-то иной вид патологии,

это, прежде всего, ДЕТИ! 

И наша задача-протянуть руку помощи особым детям

и помочь им адаптироваться в нашем мире,

обеспечить им, насколько это возможно, высокое качество их жизни!

свернуть
поделиться в: