Направления деятельности ресурсного центра

«Использование алгоритмов в формировании элементарных математических представлений воспитанников старшего дошкольного возраста».

«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики»

«Формирование алгоритмических умений у дошкольников»

Консультация для педагогов

В практической деятельности дети уже имеют представление о последовательности выполнения действий (последовательность одевания на прогулку, сервировка стола), умеют решать конструктивные задачи, опираясь на схемы и чертежи; осваивать приёмы наглядного моделирования, умеют анализировать образцы, постройки: выделять части, пространственное расположение деталей и частей; соотносят целое, его части, их название (дом – крыша, стены, двери); выполняют действия по образцу и замыслу; действия по определённой последовательности по речевой инструкции в различных видах деятельности (лепка, аппликация, конструирование), создают линейные композиции на поверхности листа бумаги. В ходе знакомства с алгоритмами воспитанники будут выполнять дидактические упражнения и игры, которые в своем содержании содержат линейные, цикличные и разветвляющиеся алгоритмы.

Наша задача – научить воспитанников составлять и выполнять линейные алгоритмы, выполнять в алгоритмах циклы и условия, описывая свои действия, а также, в зависимости от способа задания алгоритма, создавать алгоритмы в словесной или графической форме.

С понятием «Алгоритм» мы знакомим воспитанников уже на первом занятии. Данное понятие следует объяснять следующим образом: «Алгоритм» – это совокупность действий, приводящих к достижению результата за конечное число шагов. Обращаем внимание на определение алгоритма именно как совокупности действий, а не последовательности, т.к. действия не обязательно должны следовать друг за другом – они могут повторяться или содержать условие.

Для понимания детьми зависимости между соблюдением последовательности действий и полученным результатом уместно сначала предложить выполнить, например, дидактическое упражнение «Лепим снеговика». Воспитатель раздает каждому воспитаннику индивидуально карточки с заданием и предлагает пронумеровать рисунки – шаги алгоритма «Как построить снеговика». Затем все вместе подробно обсуждают каждый шаг в соответствии с нумерацией, описывают пошагово последовательность действий для достижения результата (готовый вылепленный снеговик). Подобное задание служит для закрепления умения детей правильно составлять последовательность действий и помогает воспитанникам понять эту последовательность действий в алгоритме.

Далее мы знакомим воспитанников с линейными алгоритмами, которые направлены на понимание детьми зависимости между соблюдением последовательности действий с полученным результатом. Воспитанникам предлагаются задания, направленные на формирование умения составлять линейные алгоритмы и выполнять действия по линейным алгоритмам. Дидактическая игра «Спасти цыпленка». В игре создаем для Петуха последовательность команд, которая описывает, как добраться до Цыпленка по самому короткому пути. Эта последовательность действий – алгоритм. На этом этапе под алгоритмом мы будем подразумевать совокупность действий, приводящих к достижению результата за конечное число шагов. После того как дети уяснят, что в основе алгоритма лежит совокупность определенных действий, которые ведут к нужному результату, мы переходим к формированию умения составлять линейные алгоритмы.

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что существует правило: чтобы алгоритм начал работать, необходимо, чтобы первым шагом в алгоритме была команда «НАЧАЛО», затем следует перечисление последовательности каких-либо действий, и заканчивается алгоритм последней командой – «КОНЕЦ». Почему? Потому что, если не будет введена в алгоритм команда «Начало», то алгоритм не сможет начать работать. Если не будет команды «Конец», то алгоритм не сможет закончить работу и будет продолжать действовать по кругу, все время, повторяя действия.

Используя свой жизненный опыт, воспитанники могут рассказать алгоритм последовательности действий, когда они утром чистят зубы или заправляют кровать.

Уместно на занятиях ввести персонаж робота и предложить детям составить алгоритм для робота и поиграть в дидактическую игру «Задание для робота». Воспитатель выбирает команду из трех человек. Воспитанники выбирают кого-то на роль робота. Воспитатель сообщает задание: необходимо составить алгоритм «Выпить стакан воды», который состоит из 10-ти команд. Робот должен продемонстрировать выполнение этого алгоритма возле стола воспитателя. Команда диктует составленный алгоритм, а робот выполняет команды.

Ответ: Алгоритм «Выпить стакан воды»:

  1. Начало 2. Подойти к столу 3. Открыть бутылку 4. Взять бутылку с водой 5. Взять стакан 6. Налить в стакан воду 7. Приблизить стакан ко рту 8. Открыть рот 9. Выпить воду 10. Конец

Далее в ходе каждой игры воспитатель объясняет, что важно давать роботу четкие команды, которые он знает, иначе он не поймет, что именно ему делать. Также важно давать команды в правильной последовательности.

Начало алгоритма для робота означает, что дальше пойдут команды, которые надо исполнять. Конец алгоритма означает, что все требуемые команды исполнены, и робот может остановиться. Если не будет конца алгоритма, то робот не будет знать, когда остановиться, не сделает этого и полностью разрядится.

Составляя линейные алгоритмы, воспитатель напоминает, что цепочка последовательности действий – это алгоритмический процесс – каждое действие – это только один шаг. Продолжая работу с линейными алгоритмами, мы знакомим воспитанников со способами задания алгоритма.

Есть два способа задания алгоритмов – словесный и графический. Словесный способ задания алгоритмов (словесное описание) отражает содержание выполняемых действий алгоритма в виде набора высказываний на обычном разговорном языке. Словесный способ записи алгоритмов обычно используется для алгоритмов, ориентированных на исполнителя человека. Для понимания детьми словесного способа задания алгоритма в качестве образца выступают игры и упражнения, в правилах которых звучат следующие задания: - составьте алгоритм для робота «Выпить стакан воды», - составить описание времени года по алгоритму, указанному на картинке; - пронумеруйте правильную последовательность шагов и расскажите алгоритм «Как слепить снеговика»; - и т.д.

Графический способ (на языке блок-схем). В качестве блок-схем выступают условные обозначения: стрелки, графические рисунки, композиционные картинки, схемы. Воспитанникам предлагаются следующие задания: Игра-танец «На схему смотри и движения повтори» Необходимо исполнить танец согласно схеме (алгоритму) движения. Воспитатель предлагает детям потанцевать как роботы, то есть, используя схему, воспроизвести под музыку танец. Далее воспитатель вывешивает схему на доске и все вместе проговаривают правила и последовательность выполнения танцевальных движений: – стрелка вверх – прыжок вверх, если рядом цифра 3, значит вверх три прыжка; – стрелка вправо – шаг вправо, если рядом цифра 2, значит два шага вправо; – стрелка влево – шаг влево, если рядом цифра 2, значит два шага влево; – изображение ладошек – хлопки, если рядом цифра 4, значит четыре хлопка; – круговая стрелка вправо – поворот вправо, если рядом цифра 1, значит один поворот вправо; – стрелка вниз – приседания, если рядом цифра 3, значит три приседания. По команде воспитателя «НАЧАЛО» дети выполняют движения под музыку, по команде воспитателя «КОНЕЦ» дети останавливаются.

Дидактическое упражнение «Помощники счетные палочки» Воспитанникам необходимо выложить из счетных палочек заданный воспитателем предмет, а затем в блокноте схематично записать алгоритм выкладывания. Воспитатель раздает каждому ребенку счетные палочки и обращается к детям с заданием: – Составьте чашку из 5 палочек. После того как дети составят чашку, воспитатель предлагает каждому в блокноте записать схематично алгоритм выкладывания чашки. Далее воспитатель может организовать работу в парах или в подгруппах и предложить детям из счетных палочек составить любые другие предметы и записать алгоритм выкладывания палочек аналогичным образом.

Дидактическое упражнение «Запиши алгоритм рисунка». Воспитанникам необходимо схематично записать последовательность команд, алгоритм, с помощью которых нарисован предложенный воспитателем рисунок. Воспитатель раздает каждому воспитаннику лист в клеточку, на котором изображен флажок с отмеченной отправной красной точкой. Далее объясняет, что этот рисунок выполнен по алгоритму. Детям необходимо записать алгоритм этого рисунка. Одна команда обозначает 1 клеточку. Отсчет начинается от отправной красной точки. При записи алгоритма необходимо правильно указывать направление стрелок (вверх-вниз, вправо-влево). Под рисунком воспитанники должны в таблицу вставить вот такую последовательность команд из стрелочек.

Вывод: После знакомства с линейными алгоритмами воспитанники должны усвоить, что:

  1. Каждый шаг в линейном алгоритме должен состоять из понятной и точной команды;
  2. Необходимо представить, какой должен быть результат в ходе выполнения последовательности составленных команд;
  3. Каждый алгоритм начинается командой «НАЧАЛО» и заканчивается командой «КОНЕЦ».

Далее после знакомства с линейными алгоритмами мы переходим к знакомству с циклическими алгоритмами. Циклический алгоритм – это алгоритм, в котором определенная последовательность действий повторяется несколько раз, пока не будет выполнено заданное условие.

В рамках темы мы знакомим воспитанников с понятием цикл и формируем умение выполнять в алгоритмах циклы, описывая свои действия. Дидактическое упражнение «Убираем игрушки» Необходимо с использованием цикла составить алгоритм складывания роботом разбросанных по комнате игрушек в коробку. Воспитатель предлагает поиграть в роботов и программистов. Поясняет воспитанникам, что робот понимает команды и может их выполнять по очереди – сначала одну, потом другую… Например: подними игрушку с пола, отнеси игрушку к коробке, опусти игрушку в коробку.

Из числа детей выбираются робот и программист. Программист дает роботу «пробные» команды: – найди на полу одну игрушку; – подними игрушку с пола; – отнеси игрушку к коробке; – опусти игрушку в коробку.

Затем воспитатель организовывает с детьми беседу: – Ребята, как запрограммировать робота, чтобы он убрал в коробку сразу много игрушек? Ведь если давать команды по каждой отдельной игрушке, этих команд будет очень много? Программист устанет давать столько команд. (Высказывают свои предложения). – Мы видим, что с каждой игрушкой робот должен делать одну и ту же последовательность действий. Давайте назовем последовательность действий робота? (Находить, поднимать, относить, опускать). Правильно. – Эта повторяющаяся последовательность действий для робота называется ЦИКЛ. Поэтому роботу можно дать команду повторять ЦИКЛ действий (находить, поднимать, относить, опускать). А теперь ответьте на вопрос: Сколько раз может повторяться ЦИКЛ действий по уборке игрушек? (Сколько раз необходимо, ПОКА на полу комнаты еще есть несобранные игрушки). – То есть необходимо запрограммировать робота так: Повторять цикл действий, пока условие выполняется (пока на полу лежат игрушки, выполнять цикл: найди на полу игрушку, подними игрушку с пола, отнеси игрушку к коробке, опусти игрушку в коробку). Давайте вместе повторим! (Повторяют все вместе). – Ура, мы сумели с помощью ЦИКЛА освободить программиста от необходимости давать много команд!

Следующий этап – знакомство с разветвляющимся алгоритмом. Здесь наша задача – формировать умение выполнять в алгоритмах условия (ветвление), описывая свои действия. Необходимо, чтобы дети разобрались, что в таких алгоритмах проверяется некоторое условие; если оно выполняется, то осуществляется одна последовательность действий, если нет, то другая.

Дидактическое упражнение «Вверх или вниз, направо или налево» Воспитанникам необходимо нарисовать на листах в клеточку рисунок, выполняя действия согласно условиям – цвету фигур на карточках, которые показывает воспитатель. Детям индивидуально раздаются листы бумаги в крупную клетку. В центре каждого листа на пересечении линий клеток нарисована точка. Воспитатель диктует воспитанникам условия, используя сигнальные карточки (с изображением разноцветных геометрических фигур), а дети выполняют, действуя по инструкции воспитателя: 1) Рисуем, начиная с точки в центре листа. Рисуем по линиям клеточек; 2) ЕСЛИ показываемая на карточке фигура красная, проводим линию на одну клеточку вверх; 3) ЕСЛИ фигура синяя, проводим линию на одну клеточку вниз; 4) ЕСЛИ фигура зеленая, проводим линию на одну клеточку влево; 5) ЕСЛИ фигура желтая, проводим линию на одну клеточку вправо.

Чтобы дети легче запомнили соответствие, у них перед глазами должны находиться попарно расположенные карточки с соответствующими цветными фигурами и стрелками (красный рядом со стрелкой вверх, синий рядом со стрелкой вниз и т.д.).

Воспитатель собирает стопку карточек с геометрическими фигурами разного цвета. Карточки в стопке лежат в такой последовательности, чтобы в ходе их поочередного показа у детей получалось нарисовать определенную фигуру или предмет (например, прямоугольник или квадрат). Дети рисуют на листках бумаги по линиям клеточек, начиная с точки в центре листа. После выполнения упражнения воспитатель акцентирует внимание детей, что им удалось нарисовать различные фигуры, так как им помогли алгоритмы с условиями.

Следует отметить, что воспитанники успешно выполняют действия по всем трем видам алгоритмов: линейным, цикличным и разветвляющимся, однако составлять им легче линейные алгоритмы. Проговаривание отдельных действий (шагов) по выполнению алгоритма и собственно самостоятельное составление алгоритмов, т. е. умение построения логической цепи рассуждений, совершенствуются на протяжении всего периода формирования алгоритмических умений дошкольников.

Важно, чтобы воспитанники могли: 1. Осознавать цель предстоящей деятельности; 2. Разбивать деятельность на отдельные этапы, шаги; 3. Выполнять последовательно в строго определенном порядке эти шаги; 4. Оценивать достижение необходимого результата в процессе осуществления деятельности; 5. Вносить коррективы, если нужного результата не достигли, в алгоритм своей деятельности.

В процессе выполнения дидактических игр и упражнений у детей идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи (речь, обращенная к самому себе), ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах.

Однако детям в этом возрасте еще сложно удерживать в памяти при выполнении игровой ситуации последовательность из большого числа действий. Поэтому составлять простейшие алгоритмы сначала желательно вместе со взрослым, а если самостоятельно, то простейшие алгоритмы должны опираться на знакомые события и явления, которые составляют опыт ребенка.

ВЫВОД: В результате знакомства воспитанников с алгоритмами дети должны усвоить:

  1. Выполнение действий по линейным, цикличным и разветвляющимся алгоритмам, описывая свои действия;
  2. Как составляются линейные алгоритмы (словесная форма):
  • каждый шаг в алгоритме должен состоять из понятной и точной команды;
  • все команды должны быть в строгой последовательности;
  • знать, какой должен быть результат в ходе выполнения команд;
  • каждый алгоритм начинается командой «НАЧАЛО» и заканчивается командой «КОНЕЦ»;
  1. Какие существуют варианты графического способа задания алгоритмов.

Сформированное у детей умение выполнять действия по алгоритмам необходимо в дальнейшем для решения практических и учебных задач. Усвоение алгоритма обеспечивает возможность переноса метода решения данной задачи на похожие задачи. Знание принципа действий по алгоритмам поможет детям в решении любых практических задач.

свернуть

«Алгоритмика для дошкольников»

Консультация для родителей

Наша жизнь подчиняется алгоритмам. Мы можем не замечать этого в нашей повседневности, но алгоритм – один из главных кирпичиков, из которых состоит жизнь человека. Алгоритмы были и будут всегда. Вся жизнь человека протекает по алгоритмам, заданным природой или самими людьми. Алгоритмы становятся невидимыми правилами, которые описывают почти все происходящее вокруг.

Умение выполнять, составлять алгоритмы становится существенным компонентом деятельности современного человека, составной частью его мышления и культуры.

Алгоритмические умения важны в жизнедеятельности детей, начиная с дошкольного возраста. Ребенок в процессе реализации действий по выполнению алгоритма учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемыми взрослыми правилами. Если ребенок овладел алгоритмическими умениями, то он способен осуществлять планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, разбивая деятельность на отдельные шаги. В процессе выполнения алгоритма у детей развивается умение удерживать цель на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию своей деятельности. Алгоритмические умения позволяют формировать у дошкольника предпосылки к учебной деятельности.

Связь алгоритмических умений дошкольника и предпосылок учебной деятельности:

Элементы алгоритмических умений

Формируемые предпосылки учебной деятельности дошкольника

 

Умение понимать и выполнять

алгоритм

 

Умение внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, которые предлагаются педагогом

 

Умение планировать свои действия, создавать алгоритм своей предстоящей деятельности по достижению требуемого результата

 

Умение самостоятельно выполнять требуемое задание, умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу

 

Умение анализировать, контролировать правильность выполнения и создания алгоритма; оценка достижения цели, результата

 

Контроль, оценка, саморегуляция выполняемой деятельности, умение ориентироваться на заданную систему требований

 

Описание своей деятельности, выполненного или составленного алгоритма понятным другим людям языком и средствами

 

Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками, использование вербальных и невербальных средств общения

Важным условием для формирования алгоритмических умений является развитое логическое мышление. Возраст 5-7 лет является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования.

Под способностью мыслить алгоритмически понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

Алгоритмическое мышление предполагает наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, решению задач крупными блоками с последующей детализацией и осознанному закреплению результатов решения.

Алгоритмическое мышление – это совокупность мыслительных действий и приёмов, нацеленных на решение задач, в результате которых создаётся алгоритм, являющийся специфическим продуктом человеческой деятельности.

Проблема развития алгоритмического мышления сегодня – одна из важнейших в педагогической практике. Основной способ её решения – поэтапное формирование логических приёмов мышления с постепенным переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.

Если наблюдать за ростом ребёнка, то можно отметить, что в начале он овладевает различными практическими навыками: учится ходить, говорить, читать, писать. Весь этот приобретённый опыт постепенно, по мере развития, закладывается в человеческое сознание в виде определённых действенных схем, активизирующихся в различных ситуациях. Так выстраивается система навыков.

Алгоритмические способности не являются врождёнными, значит, на протяжении всех лет развития ребёнка необходимо всесторонне развивать его мышление (умение пользоваться мыслительными операциями), учить логически мыслить.

Основы логического и алгоритмического мышления могут закладываться в раннем детстве. Согласно теории Пиаже именно в возрасте 5-7 лет у ребёнка складывается навык осуществления базовых интеллектуальных (операционных) действий, приводящих позднее к способности систематизировать знания об окружающем мире. Поэтому этот возраст правомерно рассматривается как период становления интеллекта и личности ребёнка. Опираясь на имеющиеся у воспитанников 5-6 лет представления, знания, умения, можно целенаправленно и системно развивать у них основы алгоритмического мышления.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • как память
  • внимание
  • образное мышление.

Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию 

особого стиля культуры человека, составляющими которого являются:

  • целеустремлённость и сосредоточенность;
  • объективность и точность;
  • умение чётко и лаконично выражать свои мысли; правильно ставить задачу и находить окончательные пути её решения
  • логичность и последовательность в планировании и выполнении своих действий;
  • быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Формирование у детей на занятиях алгоритмических умений на основе развития основных познавательных процессов обеспечивает формирование метапредметных компетенций, представленных в учебной программе дошкольного образования, необходимых для овладения элементарными умениями в области программирования и информатики, жизни в информационном обществе.

 

свернуть

«Что такое алгоритм рассказа. Как работать с алгоритмом»

  Консультация для педагогов

Всем хорошо известно, что ребенок уже с первого года жизни старается выразить свою мысль и пытается добиться понимания. Мы также знаем, что речь зарождается, развивается и совершенствуется в общении, а значит, первоначально преобладает диалогическая форма связных высказываний. Но постепенно в недрах диалога формируется и интенсивно развивается монологическая форма речи.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи.

В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, которая в свою очередь является мостиком от наглядного к словесному, что необходимо при развитии связной речи детей. К.Д.Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

Развитие речи - это целенаправленная педагогическая деятельность, основной задачей которой является – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Основными методами в процессе обучения детей монологической речи являются обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и др.) и устному сочинению по воображению. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них занимательным, интересным, развивающим.

Обучение составлению описательных рассказов очень важно для развития ребенка, т.к. умение точно, лаконично и образно описывать предмет, является условием совершенствования речи и мышления, облегчает процесс обмена информацией. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы-алгоритмы.

Что такое алгоритм? Это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств.

Алгоритм может быть представлен в форме картинно-графического плана, то есть мнемотаблиц, коллажей, а также с помощью заместителей, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Актуальность использования алгоритмов пересказа в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, и использование наглядного моделирования вызывает интерес;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания;
  • в-четвертых, наличие зрительного образа делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Алгоритмы (опорные схемы) помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Они служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: лисичка - рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. А для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Работа на занятиях по алгоритмам состоит из трёх этапов:

Этап 1.Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.

Этап 2.Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3.После перекодировки осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Например сказку «Теремок» можно представить в виде символов: Домик. Мышь. Лягушка. Заяц. Хвост пушистый у лисы. Волк-зубами щёлк…

«Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нём мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы:

  • Какая сказка спряталась» в таблице?
  • Про кого эта сказка?

Что является опорным в алгоритме? Это изображение главных героев сказки, через которых идёт понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг её главных героев.

Что можно изображать в алгоритме? Схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно нарисовать всё то, что вы посчитаете нужным отобразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И главное, чтобы была видна последовательность сказки.

Как работать с текстом по алгоритму сказки? Рассмотрим на примере знакомства в средней группе со сказкой «У страха глаза велики».

  • Детям рассказывается сказка с показом иллюстраций; предлагается представленный ниже алгоритм пересказа сказки;
  • проводится беседа по тексту, рассматриваются иллюстрации и отслеживается ход событий по заранее приготовленной модели к данному произведению;
  • снова рассказывается сказка, сопровождающаяся показом последовательности действия на алгоритме;
  • рассказывают дети, опираясь на предложенную символическую модель.

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

В более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы детям даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и выбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. алгоритм пересказа придумывается и рисуется вместе, сообща.

После занятий с использованием алгоритмов пересказа или рассказа, дети составляют рассказы практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. В этих рассказах отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы, для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек, важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Использование алгоритмов рассказа (опорных схем) приводит к тому, что дети более отчётливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Используя в своей работе алгоритмы рассказа, мы учим детей:

  • добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
  • применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Таким образом, анализируя новый материал и графически его обозначая, дети (под руководством взрослых) учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, устанавливают последовательность и взаимосвязь основных смысловых звеньев рассказа, сказки.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и в частности алгоритм пересказа является эффективным средством для формирования монологической и связной речи в целом и доступным способом познания окружающей действительности. Чем раньше мы взрослые начнем обучать дошкольников с помощью метода моделирования, тем быстрее получится подготовить его к школе, ведь развитая связная речь свидетельствует о способности ребенка к школьному обучению и служит показателем его умственных способностей.

свернуть
поделиться в: