РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку.
МЫШЛЕНИЕ - способность связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения, обосновывать выводы, регулирующие поведение и общение.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ:
- учить составлять группу из отдельных предметов (карандаш, скрепки, ручка – канцелярские принадлежности);
- учить классифицировать и обобщать предметы по характерным признакам или назначению;
- учить понимать смысл литературного произведения;
- воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов;
- учить сравнивать предметы (чем похожи и чем отличаются яблоко и груша);
- учить соотносить схематические изображения с реальными предметами;
- побуждать делать самостоятельные выводы;
- учить отвечать на вопросы, делать умозаключения;
- способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей различных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования);
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- способствовать переходу к решению задач в уме.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ
1.«Разложи картинки». Ребенку предлагается серия картинок, которые необходимо разложить по хронологии событий и составить полноценный, развернутый рассказ.
2.«Закончи слово». Взрослый называет слог, а ребенок называет как можно больше слов по начатому слогу.
3.«Творческий подход». Ребенку называют или показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки); ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
4.«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
ВНИМАНИЕ - это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ. Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:
- выкладывания узора из мозаики;
- выкладывания фигуры из палочек по образцу;
- исключения лишнего;
- нахождения различий в двух похожих картинках;
- нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
- нанизывания бусинок по образцу;
- срисовывания по клеточкам;
- нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает; устраните отвлекающие факторы.
ВАРИАНТЫ ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:
1.«Да и нет, не говорите, черный с белым не носите…». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорит «да» и «нет».
2.Игры-головоломки, загадки.
3.Поиск отличий на одинаковых картинках, поиск одинаковых предметов.
4.«Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
5.«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
6.«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось.
7.«Назови, что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
8.«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
ПАМЯТЬ можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, чаще говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание сложно говорить о продуктивности усвоения материала. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ:
- проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен;
- время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго;
- попросите ребенка выученный материал повторить на второй день;
- при заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух;
- заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память;
- при появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ - это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность ребенка по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ.
Научите ребенка:
- различать цвета и их оттенки;
- различать форму предметов и геометрические фигуры;
- делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части;
- сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте);
- выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
- измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки);
- различать и называть части суток, их последовательность;
- понимать значение слов вчера, сегодня, завтра; знать дни недели, месяцы года.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ.
1.«Перевертыши». Взрослый рисует геометрические фигуры: квадрат, треугольник. Ребенок должен превратить их в любой рисунок.
2.«Узнай форму». Ребенок должен узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
3.«Найди отличия». Ребенок учится находить отличия в похожих предметах.
4.«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться, и наоборот.
5.Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
6.«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, В ДАЛЬНЕЙШЕМ, ПОМОЖЕТ ЕМУ БЫСТРО И БЕЗБОЛЕЗНЕННО УСВОИТЬ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЕГО ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ, РАСПОРЯДКА ДНЯ.